Централизация учета: распределение функций централизованной бухгалтерии и учреждений
sergoua / Depositphotos.com |
В четвертой части нашего проекта о централизации мы рассмотрим схему распределения сфер ответственности центра учета и обслуживаемых учреждений. Какие функции при централизации берет на себя ЦБ, а какие остаются за учреждением? Опыт работы показывает, что оптимальным является следующий порядок разделения полномочий, прав и зон ответственности:
Функционал централизованной бухгалтерии
- организация и ведение бухгалтерского / бюджетного, налогового учета;
- отражение, систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к учету скан-копиях первичных / сводных учетных документов;
- подготовка и сдача бухгалтерской, бюджетной, налоговой, статистической отчетности и отчетности в Фонды;
- начисление и своевременное обеспечение работников обслуживаемого учреждения заработной платой и другими установленными выплатами;
- проведение всех финансово-хозяйственных операций по счетам обслуживаемых учреждений, за исключением операций с наличными денежными средствами;
- разработка и утверждение Единой учетной политики;
- участие в проведении инвентаризаций;
- участие в представлении и защите интересов обслуживаемого учреждения по вопросам, относящимся к компетенции централизованной бухгалтерии, в судах, антимонопольных и правоохранительных органах.
- предварительный и текущий контроль за начислением и выплатой заработной платы, осуществляемыми платежами, а также ведением учета и представленной отчетности.
- отражение в учете функций, осуществленных администратором доходов .
Функционал обслуживаемых учреждений:
- оформление первичных учетных документов в части кассовых операций;
- подготовка и сдача иной отчетности (за исключением бухгалтерской / бюджетной, налоговой, статистической и отчетности в Фонды);
- оформление и ввод в информационную систему табелей учета рабочего времени, кадровых приказов по зарплате и другим установленным выплатам;
- оформление, сканирование и передача в ЦБ всех скан-копий первичных учетных документов в части совершенных финансово-хозяйственных операциях в учреждении, за исключением кассовых операций;
- проведение инвентаризации;
- организация хранения первичных / сводных учетных документов в хронологическом порядке согласно Журналам операций и иным регистрам бухгалтерского учета.
- участие в представлении и защите интересов учреждения по вопросам, относящимся к компетенции обслуживаемого учреждения, в судах, антимонопольных и правоохранительных органах;
- предварительный и текущий контроль за передаваемыми первичными учетными документами;
- иные задачи и функции по решению руководителя учреждения.
Как можно заметить, инвентаризация активов и обязательств относится как к функциям ЦБ, так и обслуживаемого учреждения. Разница в том, что учреждение ответственно за организацию и проведение инвентаризации, в то время как сотрудники ЦБ могут лишь участвовать в ней - в этом случае они привлекаются к проведению инветаризации к проведению инвентаризации по просьбе обслуживаемого учреждения.
Все полномочия, права и ответственность обеих сторон - обслуживаемого учреждения и ЦБ - фиксируются в договоре на обслуживание.