Входят ли в расчет выходного пособия праздничные дни?
OksanaLyskova/ Depositphotos.com |
Согласно п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате. Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 13 ноября 2019 № 34-П указал, что данная норма не предполагает возможности определения размера выплачиваемого увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации работнику выходного пособия в размере, отличном от его среднего месячного заработка, исчисленного исходя из размера полученной им заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению. При этом судьи раскритиковали такой подход, согласно которому размер выходного пособия определяется как средний месячный заработок, исчисленный с учетом количества лишь рабочих дней, приходящихся на первый месячный период после увольнения. В таком случае работники, подлежащие увольнению с выплатой выходного пособия, ставятся в худшее положение по сравнению с работниками, продолжающими трудовую деятельность, заработок которых не может снижаться в зависимости от наличия в оплачиваемом месяце нерабочих праздничных дней (Определение Восьмого КСОЮ от 10 августа 2021 г. по делу № 8Г-14624/2021[88-13798/2021]).
За прошедшее время в правоприменительной практике укрепилась точка зрения, согласно которой Конституционный Суд РФ тем самым предписал определять число дней, подлежащих оплате в периоде сохранения среднего заработка, путем суммирования количества рабочих дней по графику работника и нерабочих праздничных дней (см. определения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2021 г. № 33-1328/2021, Третьего КСОЮ от 22 июня 2020 г. № 8Г-10553/2020, Восьмого КСОЮ от 7 мая 2020 г. № 8Г-6383/2020, Суда Ненецкого автономного округа от 13 мая 2020 г. № 33-55/2020, Архангельского облсуда от 18 февраля 2020 г. № 33-1020/2020, Хабаровского краевого суда от 18 декабря 2019 г. № 33-8652/2019, Свердловского облсуда от 21 ноября 2019 г. № 33-19658/2019, письма Минтруда России от 21 октября 2020 г. № 14-1/ООГ-16151, от 9 октября 2020 г. № 14-1/ООГ-15829, ответы Роструда).
Однако такая позиция не учитывает ряд других тезисов Конституционного Суда. Например, о недопустимости определения размера выходного пособия на основе такого случайного фактора, как количество рабочих и нерабочих праздничных дней в месяце, непосредственно следующем за увольнением. Если оплачивать работникам праздники, приходящиеся на период сохранения среднего заработка, неравенство в размере такого заработка в зависимости от даты увольнения между работниками сохранится, но в более выгодном положении окажутся уже те работники, которые увольняются перед праздниками. Так произошло в рассматриваемой ситуации.
Уволенная в связи с сокращением штата работница полагала, что расчет суммы выходного пособия был произведен неверно: в частности, из расчета были исключены нерабочие праздничные дни.
Суд первой инстанции требование работницы о взыскании недоплаченного пособия удовлетворил. Но апелляционная пришла к выводу о необоснованном исчислении выходного пособия за январь 2020 г. с включением в расчет праздничных дней.
Кассационная инстанция признала вывод апелляционного суда правильным. Сославшись на постановление Конституционного Суда РФ от 13 ноября 2019 № 34-П, кассационный суд пояснил, что наличие праздников в периоде не должно приводить к начислению выходного пособия в размере меньшем, чем средняя заработная плата работника. Установив из справки о заработной плате за 2019 г, что средний месячный заработок истицы в 2019 г. составил 39 200,79 руб., выплаченное выходное пособие за январь 2020 г. составило 39 294,91 руб., суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу, что права истца не были нарушены, указав также на то, что доплата истцу выходного пособия в размере 22 779,23 руб. значительно превысит средний заработок, что не соответствует разъяснениям Конституционного Суда РФ, изложенным в постановлении от 13 ноября 2019 № 34-П и указавшим на недопустимость применения разных правил к работникам, получающим выходные пособия в месяцах с различным количеством выходных праздничных дней.
Таким образом, в результате включения нерабочих праздничных дней в количество дней, подлежащих оплате, не получается добиться ситуации, при которой размер среднего заработка не зависит от даты увольнения, чего требует Конституционный Суд РФ.