Устав учреждения: острые вопросы и грядущие новеллы в законе
AnSim / Depositphotos.com |
Осенью 2021 года Минюст России подготовил поправки в ст. 14 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Планируется, что введены в действие они будут в сентябре 2022 года. Законопроект разработан в целях совершенствования требований к содержанию уставов некоммерческих организаций.
В частности, предполагается, что учредительным документом некоммерческой организации, а к таковым закон в числе прочих относит также государственные и муниципальные учреждения, будет являться только устав, который утверждается ее учредителями (участниками, членами, собственниками имущества). Исключение – госкорпорации, действующие на основании соответствующего федерального закона.
В ряде случаев учреждение сможет работать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.
Кроме того, согласно планируемым поправкам, в устав учреждения можно будет не включать:
- сведения о филиалах и представительствах, ведь они содержатся в ЕГРЮЛ;
- положения об источниках формирования имущества, поскольку они повторяют прямые нормы Закона № 7-ФЗ);
- положения о порядке внесения изменений в устав, т. к. они дублируют нормы ГК РФ.
Вместе с тем планируемые изменения не препятствуют указанию в уставе вышеперечисленных сведений, поскольку законопроект не предусматривает запрета на включение в устав иных положений, не противоречащих действующему законодательству.
Мы неспроста затронули тему содержания устава организации бюджетной сферы. Дело в том, что среди задач, поступающих экспертам Службы Правового консалтинга ГАРАНТ, нередки вопросы, связанные с возможностью осуществления учреждением тех или иных видов деятельности, необходимостью вносить соответствующие виды деятельности в устав и т. п. Мы сделали подборку типовых вопросов этой тематики и, конечно, готовы ответить на них:
Вопрос 1.
Вправе ли учреждение осуществлять тот или иной вид приносящей доход деятельности, если в уставе учреждения он прямо не поименован, но присутствует формулировка "учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано", а в ЕГРЮЛ указан соответствующий код ОКВЭД?
Вопрос 2.
Вправе ли учреждение продать макулатуру, металлолом и прочее вторсырье, образующееся в процессе его деятельности, продать материалы, оставшиеся после утилизации имущества, если такие виды деятельности уставом не предусмотрены?
Вопрос 3.
Имеет ли право АУ/БУ сдавать в аренду оборудование, приобретенное по КФО 2 или 4, при отсутствии в уставе такого вида деятельности?
Вопрос 4.
Может ли бюджетное учреждение изменить тип на автономное, если согласно Закону № 174-ФЗ об автономных учреждениях в разрешенных видах деятельности нет тех сфер, которые осуществляет учреждение и которые определены его уставом?
Вопрос 5.
Как правильно в уставе учреждения указать перечень основных и дополнительных (в том числе платных) видов деятельности – обобщённо или по каждой услуге отдельно? Должно ли наименование видов деятельности, указанных в уставе, совпадать с наименованиями видов деятельности, указанных в ОКВЭД?
Вопрос 6.
В целях экономии в рамках финобеспечения выполнения подведомственными бюджетными и автономными учреждениями государственного / муниципального задания учредитель намерен не выделять средства на содержание административно-технического персонала. Полномочия по ведению кадрового учета, содержанию имущества, ценообразованию, юридическому и техническому сопровождению и т.п. будут переданы казенному учреждению, подведомственному тому же ГРБС, путем заключения договора об оказании безвозмездных услуг. Не будет ли противоречить закону включение в учредительные документы казенного учреждения положений, дающих ему право на осуществление указанных услуг?