ФФОМС России не удалось в суде доказать нецелевой характер зарплаты директора без медобразования
zolnierek / Depositphotos.com |
Полтора года длилась судебная тяжба между медицинским центром и ТФОМС. Судьи одной инстанции принимали решение в пользу медиков, вторая инстанция отменяла его, третья – возвращала дело на новое рассмотрение... И неудивительно, ведь цена вопроса – более 5,5 млн руб. страховых средств, выделенных медорганизации из бюджета Фонда (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 17 декабря 2021 г. № Ф08-12790/21).
Именно такая сумма была направлена на оплату труда и стимулирующие выплаты коммерческому директору медцентра. ТФОМС был категоричен: средства ОМС потрачены не по целевому назначению. Во-первых, должность коммерческого директора не относится к перечню должностей, обеспечивающих оказание медицинской помощи. Во-вторых, у занимающего эту должность работника нет профессионального образования, нет опыта работы в системе ОМС и стажа управленческой работы. В-третьих, возложенные на него обязанности аналогичны тем, что выполняются другими работниками – руководителем, главным бухгалтером, экономистом. Все это ставит под сомнение фактическое выполнение коммерческим директором своих функций.
Точку в затянувшемся споре поставил кассационный суд. Да, должность коммерческого директора не относится к перечню должностей, обеспечивающих оказание медицинской помощи и организацию оказания медицинской помощи, но в данном случае нужно принимать во внимание должностную инструкцию коммерческого директора, а не буквальную формулировку наименования должности.
А на этот счет суд установил, что в обязанности коммерческого директора входит руководство управленческим аппаратом медцентра, принимающим участие в организации процесса оказания услуг по ОМС. Для выполнения этих функций коммерческий директор систематически изучает требовании нормативных документов в системе ОМС, разъясняет их персоналу и контролирует их соблюдение. Также в его функции входит контроль за выполнением объемов оказания помощи в рамках ОМС, взаимодействие с медорганизациями, контроль за своевременным предоставлением отчетности в ТФОМС, и др. Тот факт, что у работника нет профессионального образования и необходимого опыта работы, а возложенные на него обязанности аналогичны функциям других работников, не дает оснований сомневаться в достоверности исполнения им обязанностей коммерческого директора. Достаточно того, что прописано в должностной инструкции. Нормативные акты не требуют документального подтверждения факта участия административного аппарата, к которому относится и коммерческий директор, в осуществлении работы в системе ОМС.
ТФОМС не удалось доказать, что функциональные обязанности по должности коммерческого директора не соответствовали целям и задачам организации медпомощи по ОМС. А потому судьи не поддержали выводы Фонда о нецелевом использовании средств.