Резервы по претензиям и искам: как признать и списать организациям госсектора
AndreyPopov / Depositphotos.com |
Согласно федеральному стандарту бухучета для организаций госсектора "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах" (утв. приказом Минфина России от 30 мая 2018 г. № 124н), резерв по претензиям и искам признается в полной сумме претензионных требований и исков. При этом единицы бухучета по каждому виду резервов определяются в учетной политики субъекта так, чтобы обеспечить формирование и раскрытие полной и достоверной информации. Поскольку учетную политику каждый экономический субъект формирует самостоятельно, то, как поясняет Минфин России, он вправе установить особенности признания суммы резерва по претензиям, искам с учетом экспертного мнения юридической службы (письмо Минфина России от 22 ноября 2021 г. № 02-07-07/94455).
Стандартом определены следующие общие критерии при соблюдении которых признаются резервы:
- имеется обязанность, возникшая в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;
- для исполнения обязанности потребуется выбытие активов;
- размер обязанности может быть обоснованно оценен и подтвержден расчетно или документально;
- момент предъявления требования об исполнении обязательства и его размер не зависят от действий субъекта учета.
Резерв признается на дату получения претензионного требования на основании предъявленных претензий, исков по оспоримым претензионным требованиям, по которым субъектом учета предполагается досудебное урегулирование. По оспоримым исковым требованиям, по которым субъектом учета не предполагается досудебное урегулирование резерв признается на дату уведомления субъекта учета о принятии иска к судебному производству.
Списание резерва происходит при признании затрат или кредиторской задолженности по выполнению обязательства, по которому резерв был создан.