Кому сократят COVID-карантин до одной недели?
Justlight / Depositphotos.com |
С 26 января 2022 года вдвое – всего до 7 суток – сокращаются сроки:
- изоляции контактных по COVID-19 лиц со дня последнего контакта с больным (неважно, по месту жительства, или в обсерваторе), при условии, что контактное лицо само не заболело;
- медицинского наблюдения за контактными по COVID-19 лицами (неважно, по месту жительства, или в обсерваторе).
Однако при этом обнажились весьма важные проблемы, требующие срочных разъяснений от санитарного врача:
- оказывается, в законодательстве нет четкой нормы, которая бы ясно и точно устанавливала конкретный срок изоляции самого заболевшего COVID-19 (то есть "счастливого" обладателя положительного ПЦР- или экспресс-теста). СП о профилактике COVID четко требует, чтобы больной соблюдал режим изоляции, но на какой срок санврач выпишет ему соответствующее постановление? К сожалению, однозначного ответа этот вопрос СП 3.1.3597-20 о профилактике ковида не дает, хотя разработка санитарных правил должна предусматривать обоснование сроков и условий введения санитарных правил в действие. Поскольку таковая изоляция является не разновидностью медицинского вмешательства, а ограничительным мероприятием (карантином), направленным на предотвращение распространения инфекции и предусматривающим ограничение передвижения населения, то сроки карантина должен устанавливать не Минздрав России, а санитарный врач. Отметим, что обновленный текст абз. 2 п. 4.2.1 СП 3.1.3597-20 позволяет толковать его в том смысле, что сами больные коронавирусом, если они явились центром эпидочага, тоже изолируются на срок в 7 календарных дней. Однако это лишь одно из возможных толкований, а сама упомянутая норма (при таком толковании) не отвечает критериям определенности, ясности и недвусмысленности. Напомним, что неоднозначность, нечеткость и противоречивость регулирования препятствуют адекватному уяснению его содержания, допускают возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения, ведут к произволу и тем самым ослабляют гарантии защиты конституционных прав и свобод. Поэтому самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы может быть вполне достаточно даже для признания ее противоречащей Конституции РФ (постановления Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2011 г. № 29-П, от 2 июня 2015 г. № 12-П, от 19 июля 2017 г. № 22-П и др.);
- не определены сроки изоляции для тех контактных граждан, которые "попали" в карантин до 26 января. Другими словами, уменьшится ли срок карантина для тех, кто уже "отсидел" в карантине несколько дней? Нужно ли им срочно "закрывать" больничный? Или нарушение изоляции вопреки выданному ранее постановлению – это прямой путь к наказанию по ч. 2 ст. 6.3 КоАП? Между тем, ряд регионов (например, Москва) уже вечером накануне вступления в силу изменений "выгнали" с карантина тех школьников, которые пробыли на карантине 6 и больше дней (из-за болезни одноклассников);
- должны ли далее применяться сроки, на которые выдаются листки нетрудоспособности в связи с COVID, указанные в приказе Минздрава России № 198н о "ковидной" медпомощи? Напомним, что листок нетрудоспособности формируется на весь период изоляции гражданина в случае введения ограничительных мероприятий (карантина) гражданам, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения приняты меры по изоляции (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21 января 2022 г. № 2).