Нетиповые проводки – насущная необходимость для бухгалтера
JanPietruszka / Depositphotos.com |
Инструкциями №№ 162н, 174н, 183н установлен единый порядок отражения учреждениями бюджетной сферы активов, обязательств и фактов финансово-хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского и бюджетного учета.
Однако из вопросов, поступающих в адрес нашей редакции, становится ясно, что ни один, даже самый емкий нормативный документ, не может обобщить все допустимые в бухгалтерской практике схемы регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности. Инструкции по учету включают немалое число корреспонденций для типовых операций, однако все новые и новые требования к учетным операциям, отраслевая специфика и прочие нюансы влекут потребность в бухгалтерских проводках, не предусмотренных в Инструкциях. Например, как отразить в учете списание материальных запасов, если они больше не отвечают критерию "актив"? Можно ли реклассифицировать материальный запас в иной вид нефинансового актива, если, к примеру, приобрели музыкальный инструмент для выдачи в прокат, но в последствии решили укомплектовать им класс? Как списать суммы "входного" НДС по приобретенным материальным запасам, используемых в необлагаемой НДС деятельности, если капитальные затраты уже были сформированы и объект принят к учету?
Мы провели анализ таких запросов и создали базу нетиповых / нестандартных корреспонденций.
Наш подход по предложенным нетиповым проводкам формировался на основе:
- анализа норм федеральных стандартов бухгалтерского учета, по каким-либо причинам, не отраженным в Инструкциях (порой это только вопрос времени);
- сравнения норм Инструкций №№ 162н, 174н, 183н между собой, т.к. иногда ответ на вопрос, волнующий бухгалтера бюджетного учреждения, может быть определен в Инструкции для казенных или автономных учреждений. Использовать такой подход нам позволяют положения Инструкции № 157н, согласно которым данные бухгалтерского / бюджетного учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у учреждения вне зависимости от его типа. Другими словами, в учете организаций бюджетной сферы должен быть обеспечен единообразный подход относительно схожих хозяйственных операций;
- разъяснений Минфина России, доведенных соответствующими письмами;
- наших профессиональных суждений.
- Итог этой работы – наши новые приложения к Путеводителям по бухгалтерскому и бюджетному учету:
- нетиповые проводки для казенных учреждений;
- нетиповые проводки для бюджетных и автономных учреждений.
Включайте нужные корреспонденции в вашу учетную политику, только не забудьте согласовать их применение с учредителем или финорганом.