Путевые листы как подтверждение целевого расходования средств ОМС
belchonock / Depositphotos.com |
На днях мы рассказывали о судебном разбирательстве споре между поликлиникой и ТФОМС по поводу нецелевого использования страховых средств. Тогда мы рассмотрели одно из почти десятка нарушений, выявленных Фондом в ходе контрольного мероприятия. Еще один повод для признания расходов нецелевыми у ревизоров появился при проверке оснований для списания ГСМ. И в этой ситуации суд вновь был не на стороне учреждения...
Проверяющие обнаружили, что путевые листы закрепленного за поликлиникой автомобиля оформлены с нарушением применявшегося в тот период порядка, утвержденного Минтрансом. Напомним, что как в ранее действующих, так и в нынешних правилах закреплены абсолютно схожие требования в части обязательных реквизитов путевого листа, к которым в числе прочих относится его номер. Однако предъявленные ревизорам путевые листы не были пронумерованы. Не велся в учреждении и Журнал регистрации путевых листов, при том, что эта обязанность и тогда, и сейчас также закреплена за организациями.
Стоимость ГСМ, списанных по таким путевым листам, ТФОМС и судьи посчитали направлением средств ОМС на оплату не имевших места и не подтвержденных документально расходов.
И еще одно дело о "нецелевке", ГСМ и путевых листах, - на этот раз с положительным для учреждения исходом.
По итогам проверки больницы Фонд признал нецелевыми расходы на приобретение ГСМ почти на 1 млн рублей. Дело в том, что за определенный период в качестве подтверждения факта заправки автомобилей на АЗС учреждение представило ревизорам только ксерокопии заправочных ведомостей, в которых вручную были указаны данные водителя, дата заправки, количество топлива, и все это заверено подписью оператора АЗС. А к путевым листам вместо чека ККМ (терминального чека) прилагались оформленные на листе бумаги данные о покупке со штампом индивидуального предпринимателя - владельца АЗС. На основании заправочных ведомостей поставщик выставлял товарную накладную и счет на оплату.
Учреждение пояснило, что такой способ оформления покупки ГСМ был вынужденной и временной мерой: в связи с техническим сбоем в оборудовании по обслуживанию топливных карт сеть АЗС поставщика была на время полностью лишена возможности работать в привычном режиме с использованием необходимых программно-технических средств. Чтобы не допустить срыва исполнения контракта и заправки автомобилей скорой медицинской помощи и санитарного автотранспорта, было принято решение об отпуске топлива по заправочным ведомостям с росписью каждого водителя при заправке ГСМ.
Судьи в такой ситуации подчеркнули, что документальным подтверждением правомерности расходов на ГСМ могут служить путевые листы, заполненные с учетом требований Минфтранса. А как раз нарушений порядка оформления путевых листов ревизоры в ходе проверки не выявили, как не было установлено и фактов использования автомобилей в неслужебных целях; все путевые листы имеют номер, дату и время выезда из гаража и т.д.
На этом основании суды трех инстанций пришли к выводу, что утверждение ТФОМС о нецелевом использовании страховых средств оплату ГСМ несостоятельны, т.к. целевой характер расходов подтвержден документально: товарными накладными, счетами-фактурами, актами сверки расчетов по фактически произведенным расходам, путевыми листами и показаниями спидометра автомобиля (Постановление АС Поволжского округа от 25 ноября 2021 г. № Ф06-11325/21, Решение АС Томской области от 15 октября 2021 г. по делу № А67-2196/2021).