Новости и аналитика Новости Законодательное регулирование финансовой рекламы могут скорректировать

Законодательное регулирование финансовой рекламы могут скорректировать

Законодательное регулирование финансовой рекламы могут скорректировать
djv / Depositphotos.com

Предлагается внести изменение в ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", установив запрет на создание в рекламе банковских, страховых, иных финансовых услуг и финансовой деятельности впечатления о преимуществах объекта рекламирования за счет использования ссылки на факт наличия – прямого или косвенного – государственного участия либо на его принадлежность к группе лиц, в которую входят иные лица с государственным участием в уставном капитале. Соответствующий законопроект, направленный на выравнивание условий осуществления деятельности на рынке финансовых услуг, размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/12-21/00123811). Общественное обсуждение и антикоррупционная экспертиза документа закончатся 31 января.

Относится ли изменение схемы размещения рекламной конструкции к предусмотренным ст. 451 ГК РФ основаниям для изменения договора по решению суда? С правовыми позициями судов по данному вопросу можно ознакомиться в Энциклопедии судебной практики системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

При обосновании разработки законопроекта его авторы ссылаются на п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса – в ней закреплен принцип равенства участников регулируемых гражданским правом отношений – и позицию Банка России и ФАС России, согласно которой финансовым организациям, поднадзорным Банку России, рекомендовано не указывать при распространении информации о своих услугах, в том числе рекламного характера, в качестве преимущества либо иным образом привлекать внимание потребителя к факту наличия государственного участия в финансовой организации или ее вхождения в группу лиц или банковскую группу/банковский холдинг с иными хозяйствующими субъектами с государственным участием (Информационное письмо Банка России от 24 августа 2018 г. № ИН-01-52/56 и № ИА/67323/18). Помимо этого, в пояснительной записке к проекту приводятся сведения о результатах проведенного ФАС России обзора состояния конкуренции на рынке банковских услуг за период времени с 2011 по 2019 годы, которые свидетельствуют о том, что:

  • доля государственных банков на федеральных рынках банковских услуг неуклонно увеличивается и к концу 2019 года достигала 73-80%;
  • на подавляющем большинстве региональных рынков доля государственных банков превышает это федеральное значение;
  • количество региональных рынков, где лидируют исключительно госбанки также неуклонно увеличивается и на конец 2019 года в 77-82 субъектах Российской Федерации лидером рынка являлся именно такой банк;
  • наблюдается ярко выраженное и устойчивое лидирующее положение 1 или 2 групп лиц государственных банков с преимущественной тенденцией к его дальнейшему укреплению;
  • конкуренция со стороны иных игроков практически отсутствует – их доли стабильно существенно ниже лидирующих банков.

По мнению разработчиков законопроекта, использование финансовыми организациями в качестве преимущества как подтверждения тому, что участие государства обуславливает их исключительную надежность при продвижении своих услуг указания на наличие прямого или косвенного государственного участия в уставном капитале, а также на вхождение в группу лиц с иными хозяйствующими субъектами с государственным участием может создавать у потребителей впечатление о повышенной надежности данных организаций. Это, в свою очередь, может приводить к возникновению у таких финансовых организаций нерыночного преимущества.

Законопроект предусматривает введение переходного периода для его вступления в силу в размере 180 дней для приведения финансовыми организациями – при необходимости – своих рекламных кампаний в соответствие с разработанными требованиями.

Отметим, в соответствии с пп. "б", "п" п. 3 Указа Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" к основополагающим принципам государственной политики по развитию конкуренции отнесены, в том числе, обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории страны и стимулирование со стороны государства добросовестных практик осуществления хозяйственной деятельности.

Документы по теме:

Читайте также: