Новости и аналитика Новости Непроизводительные расходы: есть у всех, но не все знают, как правильно их учитывать

Непроизводительные расходы: есть у всех, но не все знают, как правильно их учитывать

Непроизводительные расходы: есть у всех, но не все знают, как правильно их учитывать
Rawpixel  / Depositphotos.com

Финансовые траты учреждения, являющиеся следствием нарушения финансовой и расчётной дисциплины, невыполнения договорных обязательств, несоблюдение законодательства, – все это и есть непроизводительные расходы. В частности, к таковым относятся

  • административные штрафы (по КоАП);
  • пени и штрафы по налогам и взносам (по Налоговому кодексу);
  • компенсация за задержку зарплаты (ст. 236 Трудового кодекса);
  • возмещение вреда – морального, материального;
  • проценты за пользование чужими средствами, взысканные через суд;
  • неустойки по договорам и т.д.

Практически каждое учреждение рано или поздно вынуждено оплачивать непроизводительные расходы. А значит, стоит обратить внимание на ряд нюансов, связанных с их осуществлением:

1

Для казенных учреждений – особый порядок исполнения

Если бюджетные и автономные учреждения при оплате непроизводительных расходов могут избежать вопросов финоргана, оплачивая их за счет собственных средств, то для казенных существует особый порядок – Казначейство проведет такие платежи только при наличии:

  • исполнительного листа,
  • судебного приказа,
  • решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов.

На это указывают положения гл. 24.1 Бюджетного кодекса.

2

Добровольно или принудительно?

Вышеупомянутое решение ИФНС выносит в том случае, если учреждение-налогоплательщик в добровольном порядке не исполняет выставленное требование об уплате платежей и/или санкций. В этом случае, как и при исполнении судебного решения, имеет место принудительное взыскание.

Но часто учреждению приходится оплачивать расходы и по иным исполнительным документам. Как правило, это санкции, предусмотренные КВР 853 "Уплата иных платежей":

  • административные штрафы, выписанные уполномоченными органами,
  • штрафы в ПФР,
  • санкции, выставленные контрагентами за нарушение условий договора,
  • проценты за задержку зарплаты, и др.

Оплачивать ли такие штрафные санкции в добровольном порядке, учреждение решает самостоятельно. На возможность добровольного погашения задолженности по уплате штрафа прямо указывает назначение КВР 853.

Можно подождать, пока выписавший штраф орган обратится в суд и взыщет его принудительно. А возможно, юридическая служба учреждения посчитает целесообразным оспорить в суде выставленные санкции. Но казенному учреждению нужно понимать, что взыскание штрафных санкций в судебном порядке повлечет дополнительные неэффективные расходы на сумму судебных издержек, которые впоследствии будут взысканы с получателя бюджетных средств.

3

Можно ли запланировать штрафы?

Исходя из сущности таких трат и возникновения их лишь в связи с применением в отношении учреждения финансовых санкций, непроизводительные расходы не могут быть запланированы. Хотя на возможность добровольного порядка уплаты, а значит, и планирования, некоторых таких расходов косвенно указывает описание КВР 853. Чего уж точно нельзя сказать о расходах, поименованных в назначении КВР 831, как, например, неустойка контрагенту, компенсация судебных издержек, возврат неосновательного обогащения. Запланировать такие расходы невозможно.

4

Как быть, если нет ЛБО на оплату непроизводительных расходов?

Отсутствие ЛБО, доведенных на уплату штрафных санкций или оплату исполнительных документов, указывает на то, что такие обязательства могут возникнуть исключительно помимо воли учреждения. Но никак не является основанием, чтобы не принимать их к учету.

Здесь важно помнить, что  бухучет ведется методом начисления, по которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства при расчетах по этим операциям. При этом, несмотря на ограничения по принятию бюджетных обязательств, а также ограничения по принятию обязательств сверх плановых назначений АУ и БУ, ни Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", ни положениями Инструкции № 157н и Стандарта "Концептуальные основы ..." не предусмотрено каких-либо исключений порядка отражения в учете принятых бюджетных и/или денежных обязательств как на счетах учета расчетов, так и на счетах санкционирования расходов. Поэтому показать принятие обязательств по оплате непроизводительных расходов нужно и на балансовых счетах учета обязательств, и на 500-х счетах. Не будем забывать, что неотражение фактов хозяйственной жизни в учете и отчетности – прямой путь к штрафу по ст. 15.15.6 КоАП.

5

О неправомерности и резервировании непроизводительных расходов

В продолжение предыдущего вопроса. Вполне реальная ситуация: казенному учреждению выписали штраф, или нужно перечислить работнику проценты за задержку выплат, а лимитов по КВР 853 в смете КУ нет. Будут ли в этом случае расходы неправомерными? Нет, не будут. Отсутствие доведенных ЛБО не указывает на неправомерность расходов / неправомерность принятия обязательств, а лишь свидетельствует о невозможности исполнения этих обязательств.

И казенному учреждению не надо бояться, что за принятие обязательств по оплате указанных расходов сверх доведенных ЛБО вас оштрафуют по ст. 15.15.10 КоАП. Положениями БК РФ, имеющего приоритетное значение по сравнению с иными актами бюджетного законодательства, установлен механизм исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов, и он предусматривает возможность принятия бюджетных обязательств сверх доведенных ЛБО. Так что в этом случае не может идти речь о нарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.10 КоАП РФ.

Зачастую должностные лица при отсутствии доведенных ЛБО полагают, что кредиторская задолженность может быть отражена в качестве отложенных обязательств путем формирования резервов предстоящих расходов, мотивируя такое решение неопределенностью срока доведения ЛБО в целях ее погашения. Однако если речь не идет об оспаривании предъявленных требований по оплате штрафов или иных непроизводительных расходов, относить эти обязательства к отложенным будет не вполне правомерно. Важно понимать, что резервы – это обязанность по осуществлению расходов с ненаступившим сроком его исполнения, имеющая на момент признания в учете расчетно-документальную обоснованную оценку с неопределенным временем исполнения. В то же время отсутствие доведенных ЛБО не позволяет исполнить уже возникшее обязательство, а не переносит наступление срока исполнения такого обязательства. Невозможность своевременного исполнения обязательств ввиду отсутствия ЛБО или утвержденных плановых назначений АУ/БУ не является основанием для учета кредиторской задолженности в составе отложенных обязательств: неопределенность по времени исполнения требования не является определяющим фактором. Основное условие для признания обязательства отложенным – ненаступивший срок его исполнения

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

Внесены изменения в федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора об учетной политике

Внесены изменения в федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора об учетной политике

Изменения касаются отражения исправлений ошибок в бухгалтерской отчетности.

Утвержден новый порядок реализации имущества, обращенного в государственную собственность

Утвержден новый порядок реализации имущества, обращенного в государственную собственность

Реализацию планируется осуществлять по начальной цене или сниженной.

Суд: учредитель не вправе взыскать с учреждения излишне выплаченную субсидию по своей ошибке

Суд: учредитель не вправе взыскать с учреждения излишне выплаченную субсидию по своей ошибке

Судьи отказали в удовлетворении исковых требований, встав на сторону учреждения.