ФНС России вновь обратила внимание на использование ОКОФ при разграничении движимого и недвижимого имущества
sasun.buxdaryan@mail.ru / Depositphotos.com |
ФНС России вновь обращает внимание на новое определение СКЭС ВС РФ о признании движимым имуществом и освобождении от налогообложения энергооборудования, расположенного в отдельно стоящем здании. Это определение включено в обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2021) (Письмо Федеральной налоговой службы от 15 ноября 2021 г. № БС-4-21/15939@).
Так, с 1 января 2015 года движимое имущество так или иначе освобождалось от налогообложения. Раскрывая содержание соответствующих положений, КС РФ в 2018 году указал, что внесенные законодателем изменения повлекли, кроме прочего, сокращение состава облагаемых налогом объектов имущества организаций, что, благодаря упрощению учета объектов налогообложения и снижению налоговой нагрузки, должно способствовать поощрению налогоплательщиков к правомерному поведению в фискальных правоотношениях, стимулированию организаций к инвестированию в средства производства, к их модернизации, приобретению новых и развитию существующих средств производства, а также повышению спроса на них.
При этом общепринятые критерии не позволяют однозначно разграничить движимое и недвижимое имущество:
- Сами по себе критерии прочной связи вещи с землей, невозможности раздела вещи в натуре без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения, а также соединения вещей для использования по общему назначению в сложную вещь, используемые гражданским законодательством, не позволяют разграничить инвестиции в обновление производственного оборудования и создание некапитальных сооружений от инвестиций в создание (улучшение) объектов недвижимости – зданий и капитальных сооружений.
- Наличие (отсутствие) сведений об объекте основных средств в ЕГРН имеет доказательное значение для целей применения освобождения, но также не может использоваться в качестве безусловного критерия для оценки правомерности применения льготы. Госрегистрация права на вещь устанавливается в целях обеспечения стабильности гражданского оборота и не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости, о чем указано в п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25.
Поэтому СК Верховного Суда РФ исходит из необходимости использования установленных в бухгалтерском учете формализованных критериев признания имущества налогоплательщика (движимого и недвижимого) в качестве соответствующих объектов основных средств. Так, на основании п. 5 ПБУ 6/01 рабочие и силовые машины и оборудование выделены в отдельный вид подлежащих учету объектов ОС, отличный от зданий и сооружений. В соответствии с ОКОФ оборудование не относится к зданиям и сооружениям, формируя самостоятельную группу ОС, за исключением прямо предусмотренных классификатором случаев, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и включаются в их состав (например, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации; оборудование встроенных котельных установок, водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации).
Для определения кода ОКОФ, амортизационной группы и срока полезного использования основного средства воспользуйтесь Эталонным Классификатором линейки ГАРАНТ-LegalTech.
Соответственно, исключения из объекта налогообложения, предусмотренные НК РФ, применимы к машинам и оборудованию, выступавшим движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятым на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, а не в качестве составных частей капитальных сооружений и зданий.