Налоговая служба пояснила, как учесть доход при оказании фитнес услуг при продаже абонементов
milanawork@mail.ru / Depositphotos.com |
Нормами налогового законодательства определено, что под услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 Налогового кодекса). А под реализацией услуг понимается, в частности, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ).
В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются в соответствии со ст. 271 НК РФ (учет доходов по методу начисления) или статьей 273 НК РФ (определение доходов и расходов при кассовом методе).
Поэтому, как поясняет налоговая служба, дата признания доходов зависит от выбранного организацией метода признания доходов – метод начисления или кассовый метод (письмо ФНС России от 14 сентября 2021 г. № АБ-4-20/13041@). Напомним, что метод признания доходов и расходов устанавливается налогоплательщиком в учетной политике организации, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (ст. 313 НК РФ).
По общему правилу доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления) (ст. 271 НК РФ). Для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации услуг (она определяется в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ) независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату (п. 3 ст. 271 НК РФ).
Поэтому, если организация применяет метод начисления, то датой признания дохода от реализации услуг будет считаться дата фактического оказания таких услуг заказчику. Если же доходы относятся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, то доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов (п. 2 ст. 271 НК РФ).
Если налогоплательщик применяет кассовый метод, то датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу. При этом не имеет значения относятся такие доходы к одному отчетному периоду или нескольким (п. 2 ст. 273 НК РФ).
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Что касается порядка применения ККТ при продаже абонементов, то, как поясняет налоговая служба, он будет зависеть от типа реализуемого абонемента. В момент реализации абонемента пользователь кассовой техники формирует и предоставляет покупателю кассовый чек с значением реквизита "признак способа расчета" (тег 1214) "ПРЕДОПЛАТА 100%" в случае полной оплаты абонемента покупателем.
Порядок оформления кассового чека при зачете предоплаты зависит от характера реализуемого абонемента – на количество посещений или же на определенный период времени. Если приобретен абонемент на определенный период с неограниченным количеством посещений, то зачет предоплаты (значение реквизита "признак способа расчета" (тег 1214) "ПОЛНЫЙ РАСЧЕТ") для целей ККТ осуществляется по мере признания выручки в бухучете вне зависимости от частоты использования абонемента покупателем, например, ежемесячно равными частями в последний день месяца.
При приобретении абонемента на количество посещений необходимо формировать кассовый чек со значением реквизита "признак способа расчета" (тег 1214) "ПОЛНЫЙ РАСЧЕТ" при каждом посещении на сумму, соответствующую части предоплаты.
Если срок действия абонемента истек, и покупатель истратил не все посещения, но по договору деньги за них возврату не подлежат, то кассовый чек на зачет всей соответствующей этим посещениям суммы предоплаты нужно оформить в последний день действия абонемента. Если в абонементе зафиксированы даты посещения, и деньги покупателю в случае пропуска не возвращаются, то кассовый чек на зачет аванса пользователь кассовой техники должен формировать на каждую такую дату, вне зависимости от того, воспользовался покупатель абонементом или нет.