Минпросвещения России планирует урегулировать систему оплаты труда педагогов
SIphotography / Depositphotos.com |
С 1 декабря 2008 года бюджетные организации РФ перешли на новые системы оплаты труда. С принятием Постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 года № 583 и отменой действия Единой тарифной сетки по оплате труда работников системы оплаты труда работников образовательных организаций стали устанавливаться коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами. И несмотря на то что структура системы оплаты труда, включающая в себя размеры окладов или должностных окладов, ставок зарплаты, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, едина для всех работников федеральных бюджетных учреждений, отсутствие общих требований к утверждению таких систем порождает ряд проблем на практике.
В связи с этим Минпросвещения России предложило реализовать пилотный проект в целях утверждения единых требований к системе оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений системы образования. Ведомство подготовило соответствующий проект правительственного постановления1, обозначив в нем ключевые моменты – перечень участников, структуру системы оплаты труда, этапы апробации новой системы и полномочия заинтересованных органов власти по реализации пилотного проекта.
Предпосылки изменений
Передача полномочий по принятию решений о системах оплаты труда и о размерах ставок зарплаты (должностных окладов) на уровень образовательных организаций привела к многообразию используемых моделей оплаты труда, оснований для установления компенсационных и стимулирующих выплат и их видов. А отсутствие единых подходов к определению размера зарплаты породило сложности с ее расчетами.
Обязаны ли органы власти субъектов РФ при регулировании оплаты труда своих работников руководствоваться системами оплаты труда, установленными для федеральных учреждений? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в "Энциклопедии судебной практики" системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
"Анализ показывает существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры ставок заработной платы (должностных окладов) по одинаковым должностям не только в разных регионах, но и в образовательных организациях одного и того же субъекта РФ. Таким образом, наблюдается необоснованная с точки зрения организации оплаты труда дифференциация ставок заработной платы (должностных окладов) в образовательных организациях на всей территории Российской Федерации", – отмечают разработчики проекта постановления в пояснительной записке к нему. В связи с этим требуется корректировка законодательства в целях урегулирования системы оплаты труда педагогических работников.
Суть пилотного проекта
Пилотный проект предполагает, что системы оплаты труда педагогических работников образовательных организаций – участников пилотного проекта будут включать в себя установленные органом государственной власти субъекта РФ:
- ставки заработной платы (должностные оклады), сформированные на основе квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников, порядок определения размеров которых утверждается Правительством РФ;
- выплаты компенсационного характера в соответствии с утверждаемым кабинетом министров перечнем выплат компенсационного характера, размерами и условиями их назначения;
- выплаты стимулирующего характера на основе определенного Правительством РФ перечня выплат стимулирующего характера, размеров и условий их назначения.
Кроме того, будет предусмотрена возможность установления законодательством субъекта РФ иных выплат компенсационного и стимулирующего характера с определением их размеров и условий назначения. При этом оговорено, что размеры оплаты труда педагогических работников в рамках реализации пилотного проекта по ставкам зарплаты (должностным окладам) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, а также по выплатам компенсационного и стимулирующего характера, не должны быть ниже размеров оплаты по ставкам заработной платы (должностным окладам), при условии сохранения педагогическим работникам объема учебной (преподавательской, педагогической) работы, а также размеров доплат и надбавок, зафиксированных в рублях на дату их изменения в действующих системах оплаты труда. Это правило будет актуально при условии, что компенсационные и стимулирующие выплаты соответствуют перечням таких выплат и условиям их установления, предусматриваемым в рамках реализации пилотного проекта.
Согласно проекту постановления устанавливать дополнительные выплаты компенсационного и стимулирующего характера смогут и сами образовательные организации – финансирование таких выплат будет предусмотрено за счет средств от деятельности организации, приносящей доход.
Участники проекта
Для апробации требований к системе оплаты труда педагогов выбраны 5 регионов – Белгородская, Нижегородская, Сахалинская, Ярославская области и Республика Мордовия. Пилотный проект планируется провести на базе расположенных на территории этих субъектов РФ государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность, а именно:
- дошкольных образовательных организаций;
- общеобразовательных организаций;
- профессиональных образовательных организаций;
- организаций дополнительного образования.
Отметим, речь идет только о тех образовательных организациях, которые осуществляют образовательную деятельность в качестве основного (уставного) вида деятельности на основании лицензии. При этом на педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава пилотный проект не распространяется.
Этапы реализации проекта
Пилотный проект планируется реализовать в 2 этапа. На подготовительном этапе, который намечен с ноября 2021 года по апрель 2022 года, будет проведен анализ действующих систем оплаты труда педагогических работников, результаты которого лягут в основу разработки предложений, касающихся параметров системы оплаты труда педагогических работников. Проведением такого анализа займется Минпросвещения России при участии Минтруда России и высших исполнительных органов государственной власти из числа регионов – участников проекта. В частности, будет произведен анализ всех составных частей заработной платы каждого работника и определены средние значения ставок зарплаты (должностных окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера. Для этого сначала ведомство вместе с высшими исполнительными органами госвласти Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областей и Республики Мордовия определит перечень расположенных на их территориях образовательных организаций, участвующих в пилотном проекте.
Также на этом этапе предполагается смоделировать расчеты для подготовки к апробации обновленной системы оплаты труда. Минпросвещения России совместно с Минтрудом России должны будут подготовить методологию формирования системы оплаты труда педагогических работников с учетом анализа действующих систем оплаты труда и утвердить методические рекомендации по порядку установления размеров ставок заработной платы (должностных окладов) в зависимости от квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп педагогических работников.
Указанные мероприятия планируется реализовать до 31 декабря 2021 года. Затем – до 15 февраля 2022 года заинтересованным министерствам потребуется провести моделирование расчетов для подготовки к апробации системы оплаты труда педагогических работников взамен применяемых в образовательных организациях – участниках проекта систем оплаты труда. Такое моделирование будет сопровождаться оценкой изменения зарплаты каждого педагогического работника при внедрении системы оплаты труда в рамках пилотного проекта.
На основе результатов моделирования расчетов министерствам нужно будет подготовить предложения по: порядку расчета размеров ставок зарплаты (должностных окладов) в зависимости от квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп должностей педагогических работников; формированию перечней выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также по размерам и условиям назначения таких выплат. В завершение этого этапа – до 30 апреля 2022 года – Минпросвещения России и Минтруду России предписано по согласованию с Минфином России представить в Правительство РФ подготовленные на основе мероприятий, проведенных в ходе подготовительного этапа, проекты правительственных актов об утверждении порядка расчетов размера ставок заработной платы (должностных окладов), установленных на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп должностей педагогических работников и перечней выплат компенсационного и стимулирующего характера, размеров и условий их осуществления для целей реализации пилотного проекта, а также – предложения об объемах и источниках финансирования пилотного проекта.
После этого можно будет приступить к организации реализации пилотного проекта. Предполагается, что этап внедрения систем оплаты труда педагогических работников в образовательных организациях, участвующих в пилотном проекте, продлится год – с мая 2022 года по май 2023 года. В случае успешной апробации до 30 мая 2023 года будет сформирован доклад по итогам реализации пилотного проекта, а также представлен итоговый проект акта Правительства РФ об утверждении требований к системе оплаты труда педагогических работников для целей их применения в России. И в очередной раз уполномоченные ведомства рассмотрят вопрос об объемах и источниках финансирования введения такой системы на всей территории страны.
Организационным и методическим сопровождением пилотного проекта займутся Минпросвещения России и Минтруд России.
***
До 17 сентября проект постановления Правительства РФ "О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системе оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений системы образования" будет проходить общественное обсуждение. Ожидается, что его принятие и реализация пилотного проекта позволит разработать общие требования к системам оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций в целях их применения на всей территории России.
В случае принятия в итоге реализации пилотного проекта акта Правительства РФ об утверждении требований к системе оплаты труда педагогических работников у высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ будет месяц на то, чтобы утвердить согласованные с Минпросвещения России, Минтрудом России и Минфином России планы мероприятий по введению системы оплаты труда в образовательных организациях с указанием в них срока перевода педагогических работников на новые условия оплаты труда.
Отметим, ч. 8-9 ст. 144 Трудового кодекса предусматривает право Правительства РФ утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов, ставок зарплаты, перечней компенсационных и стимулирующих выплат, условий их назначения. Но с условиями – при утверждении таких требований должна быть определена сфера деятельности государственных и муниципальных учреждений, на которые распространяются указанные требования, а также срок, в течение которого таким учреждениям необходимо привести условия оплаты труда работников в соответствие с указанными требованиями. Очевидно, что апробировать этот механизм в действии кабинет министров решил не только на системе оплаты труда медработников, но и на системе оплаты труда педагогических работников.
_____________________________
1 С текстом проекта постановления Правительства РФ "О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системе оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений системы образования" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/09-21/00119980).