За чей счет НДС: источник уплаты налога при установлении сервитута
mrpuen / Depositphotos.com |
В соответствии с бюджетным законодательством доходы от распоряжения имуществом, такие как например, продажа недвижимости, плата за сервитут, поступают не бюджетным и автономным учреждениям, за которыми закреплены такие объекты на соответствующем вещном праве, а в бюджеты бюджетной системы РФ. Однако налогоплательщиками НДС по таким сделкам являются как раз таки сами учреждения-правообладатели.
Но раз плата в полном объеме поступает в бюджет, то за счет каких средств в таком случае учреждению платить налог? Единого подхода для всех публично-правовых образований по обозначенной проблеме на сегодня нет. Орган-учредитель, конечно, может предоставить субсидию на иные цели для уплаты налога, но отнюдь не обязан. Остаются только собственные средства. А для учреждений было бы неплохо часть платы в объеме обязательств по уплате НДС получать на свой лицевой счет.
И вот, на уровне отдельного ведомства – Министерства науки и высшего образования РФ проблема источника уплаты НДС разрешилась. В Письме от 24 августа 2021 г. № МН-21/565-АГ ведомством определены правила игры, согласно которым при составлении проекта договора об установлении сервитута сумма НДС подлежит зачислению на счет правообладателя вещного права на объект, то есть на лицевой счет учреждения.
Представленная Минобрнауки России схема является рабочей не только для соглашений о сервитуте, но и прекрасно структурирует сделки с реализацией недвижимости, когда бремя уплаты налога на добавленную стоимость также лежит на учреждениях.
Но как быть с бухучетом? Об этом письмо умалчивает. А между тем, и тут есть белые пятна...
Попробуем разложить возможные бухгалтерские корреспонденции по полочкам.
В учете ГРБС начисление доходов от предоставления права ограниченного пользования земельными участками согласно заключенному соглашению и их поступление на счет отражается в порядке, установленном Инструкцией №162н, тут вопросов нет:
Предоставление сервитута | ||
---|---|---|
1 | Дебет КДБ 1 205 23 56Х Кредит КДБ 1 401 40 123 | Начислены доходы будущих периодов от платы за сервитут по соглашению |
2 | Дебет КДБ 1 401 40 123 Кредит КДБ 401 10 123 | Плата за сервитут учтена в составе текущих доходов согласно графику платежей |
3 | Дебет КДБ 1 210 02 123 Кредит КДБ 1 205 23 66Х | В доход бюджета на лицевой счет зачислена плата за сервитут |
А вот в учете учреждения, к сожалению, не все так однозначно. Как трактовать причитающуюся часть платы? В качестве дохода учреждения? В качестве компенсации затрат? Законодатель ответа на эти вопросы не дает. А корреспонденции счетов по отражению таких доходов Инструкциями №174н, №183н и вовсе не предусмотрены.
По общему правилу, доходы учреждения – увеличение экономических выгод в результате поступления активов и / или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников / собственников имущества.
Учитывая, что доходы от реализации недвижимости предоставления сервитута – это доходы бюджета, признание аналогичных доходов в учете учреждения представляется не в полной мере отвечающим его правовому положению по вопросу. Вместе с тем, исключений для применения подстатьи 123 "Платежи при пользовании природными ресурсами" КОСГУ для бюджетных и автономных учреждений нет.
Да и к тому же – обратимся к положениям Стандарта "Концептуальные основы..." – данные бухгалтерского учета и составленная на их основе бухгалтерская / финансовая отчетность должны быть сопоставимы у субъектов учета / отчетности вне зависимости от типов государственных / муниципальных учреждений. На этом основании, а также учитывая законодательную неурегулированность вопроса, не будет ошибкой отразить такие доходы на счете 205 23. Тогда в учете учреждения по соглашению о сервитуте могут быть отражены корреспонденции:
Предоставление сервитута | ||
---|---|---|
1 | Дебет 2 205 23 56Х Кредит 2 401 40 123 | Начислены доходы будущих периодов от платы за сервитут по соглашению в части НДС |
2 | Дебет 2 401 40 123 Кредит 401 10 123 | Плата за сервитут учтена в составе текущих доходов согласно графику платежей |
3 | Дебет 2 401 10 123 Кредит 2 303 04 731 | Начислен НДС к уплате в бюджет |
4 | Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 23 56Х Увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 120, КОСГУ 123) | Плата в части НДС поступила на лицевой счет учреждения |
5 | Дебет 2 303 04 831 Кредит 2 201 11 610 Одновременно уменьшение забалансового счета 17 (АнКВД 180, КОСГУ 189) | НДС по сделке перечислен в бюджет |
В то же время, подобный факт хозяйственной жизни возможно отразить в учете на счете 209 34 в качестве суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации, к которым как раз и относится обязанность по уплате НДС. Однако, и в этом случае не все однозначно, поскольку компенсация затрат подразумевает, что расходы учреждением все-таки уже понесены. А это не всегда так.
При продаже недвижимости проводки в учете учреждения в части доходов, поступающих на лицевой счет в уплату НДС, формируются по такому же принципу, как представлено выше. Какой бы вариант отражения доходов учреждением не был выбран, он должен быть согласован с органом-учредителем и закреплен положениями учетной политики.
Таким образом, с учетом положений письма рекомендуем учреждениям:
Во-первых: при заключении договоров на продажу недвижимости, соглашений о сервитуте сразу предусматривать условие о распределении платы на две части: для ГРБС и для учреждения;
Во-вторых: при наличии уже действующих договоров / соглашений по возможности внести корректировки в части порядка взаиморасчетов сторон.