10 самых заметных нововведений лета – 2021 для бухгалтера бюджетной сферы
dragoana23 / Depositphotos.com |
Пролетело лето... Как всегда, незаметно. Тем не менее, в работе бухгалтера прошедшие три летних месяца отметились рядом очень заметных и важных изменений:
Новое в бухгалтерской и бюджетной отчетности: изменились правила формирования некоторых отчетов
При формировании годового отчета за 2021 год (или в отчетности на 1 октября – если этого требует ваш финорган) учреждениям предстоит заполнять обновленную форму Отчета о движении денежных средств (ф. 0503123, 0503723). В нее добавлены новые детализирующие строки, в частности, строка 0507 "от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов" – здесь отражаются поступления по новому КОСГУ 139. Кроме того, бюджетным и автономным учреждениям отдельно показать в Отчете (ф. 0503723).поступления по КОСГУ 135 "Доходы по условным арендным платежам" и еще две дополнительные строки детализации введены для безвозмездных поступлений по статье КОСГУ 150:
Информацию о долгосрочной задолженности в Разделе 1 Сведений (ф. 0503169, 0503769) (в графах 3, 10, 13) теперь требуется отражать только при формировании годовой отчетности – в промежуточной эти данные не нужны.
Новое в первичных документах: Журнал операций по "забалансу" и новая электронная "первичка"
Появились новые формы электронных первичных документов и регистров бухгалтерского учета, а также Методические рекомендации по их применению. Введено 13 новых форм первичной документации и два бухгалтерских регистра – Журнал операций по забалансовым счетам и Ведомость доходов физических лиц, облагаемых НДФЛ, страховыми взносами.
Работать с новыми электронными документами с 1 января 2022 года начнут, прежде всего, на федеральном уровне – Казначейство, как центр бюджетного учета, а также органы и учреждения, передавшие ему полномочия по ведению учета на основании решения Правительства РФ. Все остальные – органы власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также центры учета и ЦБ на местах должны начать применять новые формы с 1 января 2023 года, если более раннюю дату не определят сами в учетной политике. Те, кто электронный документооборот не использует, смогут работать с новыми документами на бумажном носителе.
Новое в закупках по Закону № 44-ФЗ: обязательное электронное актирование, повышение объема закупок у СМП
Электронное актирование, напомним, касается федеральных ГРБС как получателей средств федерального бюджета и подведомственных им ПБС. По закупкам, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС начиная с 1 мая 2021 года, заказчик обязан предусмотреть в контрактах положение о возможности формирования и подписания документов о приемке в форме электронного документа в ЕИС в сфере закупок. В июне Правительство утвердило перечень заказчиков, которые обязаны предусматривать в контрактах указанные положения. Это 63 министерства и ведомства как получатели бюджетных средств, а также подведомственные им ПБС.
С 1 января 2022 года закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций должны составлять не менее 25% совокупного годового объема закупок. Также с будущего года вступят в силу ограничения по срокам оплаты контрактов. Подробности – здесь.
Прослеживаемость товаров: регулярный отчет по импортному имуществу
С 1 июля 2021 в России применяется национальная система прослеживаемости товаров.
Подпадают под нее только импортные товары, включенные в специальный Перечень. Заметим, что в него включены машины и оборудование, которые использует практически каждое учреждение. Специальные "реквизиты прослеживаемости" теперь надо указывать при совершении операций с прослеживаемыми товарами в счетах-фактурах, УПД, декларациях по НДС, журналах учёта полученных и выставленных счетов-фактур, а также во всех отчётах, введённых для системы прослеживаемости – новые форматы уже утверждены.
Важный момент: начало работы с имеющимися у учреждения импортными товарами нужно начать с инвентаризации!
Новое в кадровых документах: изменился порядок работы с трудовыми книжками
Минтруд России утвердил новый порядок ведения и хранения трудовых книжек. Действующая в настоящий момент Инструкция по заполнению трудовых книжек с 1 сентября 2021 г. признается утратившей силу. Теперь при заполнении новых трудовых книжек больше не требуется, например, при увольнении работника заверять его подписью записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы у данного работодателя.
А с 2023 года будет введена новая форма бумажной трудовой книжки. Новая форма мало чем отличается от старой, но бланк станет объемнее.
Новое в Налоговом кодексе: дополнительные льготы для сферы культуры и обновленные требования к декларации по НДС
Поправками к НК РФ учреждения культуры освобождены от обязанности представлять декларации по налогу на прибыль за отчетные периоды 2020 и 2021 годов, а сам налог за 2020 и 2021 годы смогут уплатить до 28 марта 2022 года. Законом также предусмотрено освобождение сферы культуры от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль за 2020-2021 годы. О том, какие именно учреждения сферы культуры вправе воспользоваться данными послаблениями – в новостном материале.
Еще одно из важных налоговых новшеств: определены 6 случаев, когда налоговая декларация считается непредставленной. Один из них – несоответствие декларации по НДС контрольным соотношениям. Подробно обо всех изменениях по НДС с 1 июля 2021 года – в специальном Обзоре.
Новая форма СЗВ-ТД:
ПФР скорректировал форму и порядок заполнения сведений о трудовой деятельности. Самое заметное новшество – измененный порядок заполнения графы "Код выполняемой функции". Теперь для этого используется Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ).
Новые выплаты персоналу: доплата педагогам учреждений СПО
С 1 сентября 2021 года для педагогических работников колледжей и техникумов, осуществляющих одновременно с педагогической работой кураторство групп обучающихся введена ежемесячная доплата в сумме 5 000 рублей. Новую выплату получат педагоги-кураторы как федеральных, так и региональных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования.
Новое в статистической отчетности: дополнительный отчет по КОСГУ за 2021 год
Росстат утвердил единовременный отчет о расходах за 2021 год по подстатьям 221 – 226, 341 – 346 и 349 КОСГУ за счет всех источников финансирования. Форму № ТЗВ-бюджет "Сведения о расходах бюджетного, автономного и казенного учреждения за 2021 год" нужно представить в орган статистики до 15 апреля 2022 года.
Новое в системе ОМС: возможность лечения пациента его же препаратами и новые правила получения средств НСЗ
С 24 августа применяется новая форма Соглашения о финобеспечении мероприятий по организации дополнительного образования медработников, а также по приобретению и ремонту медицинского оборудования за счет средств нормированного страхового запаса ОМС. Новым стал и Порядок заключения Соглашения между ТФОМС и медорганизацией. Теперь оформление документов и документооборот будут осуществляться посредством ГИС ОМС, но до конца 2021 г. допускается бумажная форма Соглашения. Изменится и сам механизм взаимоотношений Фонда и учреждений. Например, если раньше инициатором заключения Соглашения выступала медорганизация – она направляла в Фонд проект документа, то теперь это обязанность ТФОМС. Подробнее о новом порядке – здесь.
А с 9 августа медицинским учреждениям разрешено использовать в условиях стационара лекарственные препараты, предоставленные самим пациентом или благотворительными фондами. До настоящего времени за реализацию подобных схем учреждению грозили штрафные санкции.