Новости Путеводителя по бухгалтерскому учету: аналитика, проводки, КБК к счетам
Anechka / Depositphotos.com |
Постоянно изменяющиеся Планы счетов бухгалтерского и бюджетного учета, жесткие требования к структуре номера счета, сложная дополнительная аналитика для многих счетов, – это лишь малая часть того, с чем бухгалтеру каждый день приходится иметь дело. Добавим к этому целый ряд хозяйственных ситуаций, учет которых прямо не урегулирован Инструкциями, – как принять верное решение в такие моменты? Получается, что без надежного помощника в повседневных вопросах учета бухгалтеру не обойтись.
И такие помощники есть – это наши Путеводители по бухгалтерскому и бюджетному учету. Все изменения и новшества сразу включаются в материалы Путеводителей. Кроме того, мы регулярно дополняем их корреспонденциями, прями не предусмотренными в Инструкциях, но отвечающими действующей методологии, а потому вполне возможных к применению.
Посмотрите, сколько нужной и полезной информации появилось в Путеводителях:
Для каждого счета разработана схема формирования номера счета по разрядам – она поможет без ошибок подобрать КБК с 1 по 26 разряд номера счета. Например, для счета 105 00 "Материальные запасы" у бюджетного / автономного учреждения эта схема выглядит так:
Схема формирования счета по разрядам | |||||
---|---|---|---|---|---|
1-4 | 5-14 | 15-17 | 18 | 19-23 | 24-26 |
Аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий (КПС) | |||||
код раздела, подраздела классификации расходов бюджетов | или ИНОЕ, предусмотренное учетной политикой учреждения | 105 ХХ | Наши рекомендации по определению подстатей 34Х/44ХКОСГУ смотрите здесь |
Схема формирования номера счета 105 00 у казенного учреждения будет иной – смотрите соответствующий раздел Путеводителя по бюджетному учету.
Для каждого счета представлена шпаргалка по аналитике счета, в которой определены правила и наглядно показано, в разрезе каких показателей должен быть организован аналитический учет. К примеру, организация аналитического учета на счете 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам" у учреждений всех типов довольно широкая и зависит от вида расчетов / контрагентов:
Аналитический учет расчетов с поставщиками – в разрезе: | |||
---|---|---|---|
кредиторов (поставщиков (продавцов), подрядчиков, исполнителей, иного участника договора в отношении которого принимаются обязательства) | правовых оснований | учетных номеров денежных обязательств | – |
Аналитический учета расчетов по оплате труда и стипендиям – в разрезе: | |||
| – | учетных номеров денежных обязательств | – |
Аналитический учет расчетов по пенсиям, пособиям и иным социальным выплатам – в разрезе: | |||
| - | учетных номеров денежных обязательств | - |
Аналитический учет расчетов по целевым безвозмездным выплатам (счета учете 302 40 и 302 80) – в разрезе: | |||
получателей выплат (контрагентов) | правовых оснований | учетных номеров денежных обязательств | идентифицирующего целевое назначение средств, предоставляемых с условиями при передаче активов (кодов целей) |
Составлена специальная Таблица с правилами организации аналитического учета по забалансовым счетам. Для случаев ведения аналитики по классификационному признаку поступлений и выбытий (КПС) в Таблице указаны их допустимые значения.
Проведен сравнительный анализ Инструкций №№ 162н, 174н и 183н, в ходе которого выявлен ряд хозяйственных ситуаций, урегулированных, например, для казенных учреждений, но при этом не отраженных в Инструкциях №№ 174н и 183н для БУ и АУ, и наоборот. Надо заметить, таких ситуаций немало, в частности:
- Корректировка бюджетным/автономным учреждением оценки материальных запасов до справедливой стоимости, например, в случае отчуждения их не в пользу организаций бюджетной сферы (это правило определено положениями Стандарта "Запасы"). Для казенных учреждений порядок отражения такой хозяйственной операции установлен абз. 35 п. 120 Инструкции № 162н, а вот Инструкции № 174н и 183н об этом "умолчали"...
- Принятие к учету автономным учреждением прав пользования НМА (неисключительными правами) при их приобретении по нескольким договорам. Для казенных и бюджетных учреждений такая хозяйственная операция определена соответственно абз. 11 п. 41.1 Инструкции № 162н и абз. 4 п. 67.3 Инструкции № 174н, при этом для автономных учреждений в Инструкцию № 183н подобных норм не включено...
- Списание с балансового учета казенного учреждения задолженности по депонированным суммам не востребованной в течение срока исковой давности кредиторами. Порядок учета данной ситуации предусмотрен для бюджетного / автономного учреждения в абз. 3 п. 138 Инструкции № 174н и абз. 3 п. 166 Инструкции № 183н, но не прописан для казенного учреждения...
В этих и подобных ситуациях проводки включены в Перечни типовых корреспонденций к Путеводителям для всех типов учреждений с соответствующим комментарием, как, например, здесь. Учреждениям же в таких случаях необходимо утвердить проводки, не предусмотренные "своей" Инструкцией, в Учетной политике, учитывая принцип сопоставимости учетных и отчетных данных.
Случается, что порядок учета тех или иных операций, предусмотренный Инструкцией, вступает в противоречие с аналогичными положениями Инструкции для другого типа учреждений, с законами, федеральными стандартами, иными нормативно-правовыми актами или разъяснениями уполномоченных органов. Несколько примеров таких ситуаций:
- Для всех типов учреждения предусмотрено отражение хозяйственной операции по предоставлению объектов ОС, НМА, НПА в доверительное управление, оформляемой как внутреннее перемещение этих объектов. При этом не учитываются ограничения, установленные п. 3 ст. 1013 Гражданского кодекса, а именно: имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, не может быть передано иной организации в доверительное управление.
- Отражение казенным учреждением договора реализации имущества, предусматривающего рассрочку платежа с переходом права собственности (права оперативного управления) на объект в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным) после завершения расчетов возможно НЕ ТОЛЬКО по основным средствам (как указано в положениях Инструкции № 162н), но также и по имуществу, относимому к нематериальным активам или материальным запасам. Возможность заключения таких договоров определена, в частности, ст. 489, ст. 454, ст. 455 ГК РФ.
- Отражение казенным учреждением выбытия нематериального актива вследствие его продажи не определяет необходимость отражения этого имущества на забалансовом счете 02, как того требуют положения Инструкции № 162н. Реализованное имущество не подлежит забалансовому учету – об этом гласит норма Инструкции № 157н.
- Формирование стоимости объекта учета финансовой (неоперационной) аренды бюджетного / автономного учреждения не предусматривает участие в ней затрат, непосредственно связанных с ведением переговоров по заключению договора. Дело в том , что нормы Инструкции № 174н и Инструкции № 183н предполагают формирование стоимости таких объектов на счете 106 00 исключительно в корреспонденции с кредитом счета 302 24 "Расчеты по арендной плате за пользование имуществом", что не позволяет включить сюда затраты, связанные с ведением переговоров, учитываемые по КОСГУ 226 и, соответственно, по счету 302 26. Между тем, возможность включения таких затрат в стоимость объекта аренды прямо определена положениями Стандарта "Аренда". Справедливости ради заметим, что Инструкцией № 162н для подобных ситуаций предлагаются общие корреспонденции счета 106 00 со счетами 302 00 и 208 00.
Теперь подобные ситуации в Перечнях типовых корреспонденций снабжены соответствующим комментарием, как, например, здесь, а также даны рекомендации, какими нормами руководствоваться на практике, если возникнет соответствующая ситуация.