Новости и аналитика Новости Роспотребнадзор напомнил о поправках, направленных на борьбу с навязыванием дополнительных услуг

Роспотребнадзор напомнил о поправках, направленных на борьбу с навязыванием дополнительных услуг

Роспотребнадзор напомнил о законодательных поправках, направленных на борьбу с навязыванием допуслуг
limbi007/ Depositphotos.com

2 июля 2021 года был принят закон, в соответствии с которым в договоре потребительского кредита (займа) запрещается проставление кредитором отметок о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг. Изменения внесены в ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)". Они вступят в силу в конце года – 30 декабря.

В сообщении поясняется, что причиной разработки и принятия данных поправок является большое количество жалоб заемщиков на навязывание им допуслуг, которое зачастую происходит "незаметно" для потребителя из-за того, что пакет документов для подписания готовит кредитная организация и в условия будущего договора попадает якобы выраженное согласие на приобретение дополнительных услуг. Очень часто такие услуги не имеют для потребителя отдельной ценности и многие заявляют, что при наличии выбора они не приобрели бы страховые, юридические, медицинские и иные услуги, которые с целью основной сделки (кредит) никак не связаны. Также потребители часто указывают в своих обращениях, что сотрудники банка отказываются убрать заведомо проставленные "галочки", если их об этом просит клиент, мотивируя такие действия условиями кредитных программ (Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 августа 2021 г.).

В связи с этим Роспотребнадзор напоминает, что за использование в своей работе подобных методов, ущемляющих права потребителей финансовых услуг, неоднократно привлекал банки к административной ответственности по ч. 1ч. 2 ст. 14.8ч. 2 ст. 14.7 КоАП.

Суды также соглашаются, что ввиду того, что при заключении кредитной сделки банк предоставил заемщику на подписание анкету-заявление, содержащую заранее напечатанную банком отметку "V ДА" в разделе о страховании, у заемщика отсутствовала возможность отказа от услуг страхования, обеспеченная реальным предложением потребителю альтернативного варианта кредитования на сопоставимых условиях, с указанием суммы и срока возврата потребительского кредита (займа), графика платежей с определенной полной стоимостью кредита (данные обязанности следуют из п. 10 ст. 7 Закона о потребительском кредите (займе) и ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей").

По мнению судебных инстанций, говорится в сообщении ведомства, вышеуказанные "условия в договоре и в анкете-заявлении не охвачены самостоятельной волей и интересом потребителя, поскольку согласие потребителя определено наличием напечатанного текста в анкете типографским способом, а не собственноручно".

Роспотребнадзор также отмечает, что проблема приобретения "чистой" от навязывания дополнительных расходов услуги касается не только потребительских кредитов, но и многих других сфер: покупки автомобиля в автосалоне без "обязательных опций", заказа авиабилетов или оплаты услуг ЖКХ без навязанных страховок и т. п., и призывает потребителей сообщать обо всех подобных фактах в Единый консультационный центр либо территориальные органы ведомства.

Документы по теме:

Читайте также: