Банк России: банки не должны автоматически открывать клиентам брокерские счета
uatp12 / Depositphotos.com |
Регулятор рекомендовал кредитным организациям не использовать договоры банковского обслуживания, в которых заранее проставлено согласие клиента на открытие брокерского счета и услуги депозитария. Об этом говорится в информационном письме1 Банка России.
Он отмечает, что некоторые банки при заключении договоров банковского обслуживания стали автоматически "подписывать" граждан на открытие брокерских счетов. Для этого применяется единая форма документа (заявления, анкеты): клиент расписывается один раз и принимает сразу все условия, не имея выбора.
Кто будет отвечать по долгам заемщика, если он умер – его наследники или поручитель? Узнайте ответ из Домашней правовой энциклопедии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Получить доступВ итоге, обратившись в банк, например, для выпуска карты или открытия вклада, он может стать обладателем брокерского счета, даже если не планировал торговать на бирже.
При этом операционисты не информируют клиентов о том, что договор смешанный, а сами граждане часто изучают документы перед подписанием невнимательно. В итоге многие клиенты узнают о том, что у них есть брокерский счет, только после звонков и писем от брокера, связанного с банком. Более того, брокер или депозитарий могут взимать комиссии, даже если брокерские счета не используются.
Если банк использует единую форму заявления, у клиента должна быть возможность дать отдельное согласие на открытие брокерского счета (например, проставить галочку в соответствующем поле). Банку рекомендовано также предупреждать клиента о наличии условия о брокерском счете и выносить эту информацию в наименование документа.
_____________________________
1 С информационным письмом от 23 июля 2021 г. № ИН-06-59/55 можно ознакомиться на официальном сайте Банка России (https://cbr.ru/StaticHtml/File/117620/20210723_in_06_59-55.pdf).