С 1 июля 2022 года планируется ввести штрафы за правонарушения, связанные с предоставлением документов и сведений о прослеживаемых товарах
sabbra_cadabra / Depositphotos.com |
Федеральным законом от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ в Налоговый кодекс внесены поправки, касающиеся системы прослеживаемости товаров. В частности, с 1 июля текущего года налогоплательщики, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, должны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с такими товарами, а также документы, содержащие реквизиты прослеживаемости (п. 2.3 ст. 23 НК РФ).
Несмотря на то что указанные нормы уже заработали, специальной ответственности за неисполнение соответствующих обязанностей пока в российском законодательстве нет. В целях восполнения этого пробела Минфин России совместно с ФНС России разработали проект поправок в КоАП1, устанавливающих необходимые санкции. В частности, планируется ввести штрафы за:
- невыполнение обязанности по представлению налоговому органу отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документов, содержащих реквизиты прослеживаемости;
- неотражение (неполное отражение, искажение) реквизитов прослеживаемости в счетах-фактурах и (или) в универсальных передаточных документах;
- искажение реквизитов прослеживаемости в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости;
- нарушение установленного способа представления счетов-фактур и универсальных передаточных документов, содержащих реквизиты прослеживаемости;
- невыполнение обязанности по представлению операторами электронного документооборота счетов-фактур и универсальных передаточных документов, содержащих реквизиты прослеживаемости.
Для каждого из указанных составов правонарушений предусмотрена отдельная статья КоАП РФ.
Непредставление отчета об операциях с подлежащими прослеживаемости товарами
Согласно законопроекту непредставление в налоговый орган отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, будет грозить наложением административного штрафа на ИП и юрлиц в размере 1 тыс. руб. за каждый непредставленный документ. В случае одобрения инициативы аналогичное наказание будет применяться и в случае несвоевременного представления отчета и документов.
Можно ли в один счет-фактуру включать и прослеживаемые, и не прослеживаемые товары? Ответ на этот вопрос можно найти в "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Напомним, отчет представляется в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика), по месту жительства ИП в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Представлять его нужно только при наличии в отчетном периоде (квартале) операций с товарами, подлежащими прослеживаемости. Сдавать отчет нужно участникам оборота товаров, применяющим специальные налоговые режимы (за исключением применяющих ЕСХН и не имеющих права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, или не использующих указанное право), а также налогоплательщикам НДС, освобожденным и не освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика (п. 32-33 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2021 г. № 1108; далее – Положение).
В соответствии с п. 33 Положения отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, подается в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Представление отчета и документов с реквизитами прослеживаемости в электронной форме допускается при обязательном использовании средств электронной подписи (п. 36 Положения).
Неотражение реквизитов прослеживаемости в счетах-фактурах
За неотражение, неполное отражение или искажение установленных реквизитов прослеживаемости в представленных налогоплательщиком налоговому органу счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах и в универсальных передаточных или корректировочных документах планируется ввести штрафы для юрлиц и ИП в размере 1 тыс. руб. за каждый счет-фактуру или универсальный передаточный документ.
Речь идет о таких реквизитах, как:
- регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;
- количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости;
- количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости (подп. 16-18 п. 5 ст. 169 НК РФ).
Однако в проекте имеется оговорка относительно случаев освобождения нарушителей от административной ответственности за указанное деяние. В частности, применять наказание не планируется, если до истребования у налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки счетов-фактур или универсальных передаточных документов, относящихся к операциям с подлежащими прослеживаемости товарами, налогоплательщик внесет исправления в счет-фактуру, корректировочный счет-фактуру, универсальный передаточный или корректировочный документ и укажет полные, неискаженные реквизиты прослеживаемости.
Искажение реквизитов прослеживаемости в отчете
Еще одной статьей КоАП РФ может быть установлена ответственность за искажение реквизитов прослеживаемости в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, при корректном отражении реквизитов прослеживаемости в счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах, в универсальных передаточных или корректировочных документах, на основании которых были отражены сведения о реквизитах прослеживаемости в отчете. За такое правонарушение предусмотрено наложение штрафа на ИП и организации в сумме 1 тыс. руб. за каждый отчет с искаженными реквизитами. Но и здесь имеется послабление – если на дату представления в налоговый орган корректировочного отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, с указанием неискаженных реквизитов прослеживаемости налоговый орган не выявил административное правонарушение, то наказание не будет применяться.
Напомним, по общему правилу, при обнаружении участником оборота товаров в представленном им в налоговый орган отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок он должен внести в него необходимые изменения и представить корректировочный отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости. Сделать это нужно не позднее следующего рабочего дня с даты обнаружения факта неотражения или неполноты отражения сведений, ошибок (п. 34 Положения).
Нарушение способа представления счетов-фактур и универсальных передаточных документов с реквизитами прослеживаемости
За несоблюдение способа представления счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, универсальных передаточных и корректировочных документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, в электронной форме, предполагается установить штраф в размере 200 руб. за каждый такой счет-фактуру или универсальный передаточный документ. Предельный размер штрафа ограничен суммой в 100 тыс. руб.
По общему правилу, счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронной форме (абз. 2 п. 1 ст. 169 НК РФ). Но в отношении счетов-фактур, выставляемых при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, в том числе корректировочных, действует ограничение – их разрешено формировать только в электронной форме. Исключения предусмотрены для трех случаев: реализация товаров, подлежащих прослеживаемости, физлицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также налогоплательщикам НПД; реализация и перемещение товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории России в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта); реализация и перемещение прослеживаемых товаров с территории РФ на территорию другого государства – члена ЕАЭС (п. 1.1 ст. 169 НК РФ). Причем выставлять и получать счета-фактуры с реквизитами прослеживаемости в зашифрованном виде нельзя, о чем прямо указано в абз. 3 п. 7 Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, утв. Приказом Минфина России от 5 февраля 2021 г. № 14н.
Невыполнение обязанности по представлению операторами документов с реквизитами прослеживаемости
Субъектами национальной системы прослеживаемости товаров наряду с уполномоченными органами и участниками оборота товаров являются операторы электронного документооборота (п. 10 Положения). Именно через них организации и ИП при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, обеспечивают получение электронных счетов-фактур, в том числе корректировочных (п. 1.2 ст. 169 НК РФ), и именно через них направляют в налоговые органы отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы с соответствующими реквизитами (п. 40 Положения). В последнем случае оператор должен направить в налоговый орган отчет и документы не позднее следующего рабочего дня после дня получения их от участников оборота товаров (п. 44 Положения).
В связи с этим ответственность планируется распространить и на операторов. Так, последняя проектируемая статья КоАП РФ посвящена такому нарушению, как непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган операторами электронного документооборота поступивших им счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, универсальных передаточных или корректировочных документов, содержащих реквизиты прослеживаемости. Санкции для них тоже будут штрафными – 1 тыс. руб. за каждый непредставленный или несвоевременно представленный документ, содержащий регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости.
***
В случае одобрения законопроекта на рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с предоставлением документов и сведений о прослеживаемых товарах, будут уполномочены налоговые органы. При этом все составы, которые касаются участников оборота товаров – организаций и ИП, начнут действовать с 1 июля 2022 года, а нормы об ответственности операторов электронного документооборота – с 1 января 2023 года.Ожидается, что поправки позволят исключить уклонение субъектов предпринимательской деятельности от предоставления документов и сведений, содержащих реквизиты прослеживаемости. По расчетам ФНС России, изменения затронут порядка 170 тыс. организаций и ИП.
Проект федерального закона будет проходить публичное обсуждение до 6 августа.
_____________________________
1 С текстом законопроекта "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/07-21/00117901).