Отчетность за полугодие: новые требования, нюансы, контрольные соотношения
Fotofabrika / Depositphotos.com |
На регистрацию в Минюст России направлены Приказы № 81н и 82н с очередными поправками в Инструкции № 33н и № 191н соответственно. Процедура эта займет некоторое время и, скорее всего, завершится позднее установленной для учреждений даты представления полугодовой отчетности. Однако Минфин России и Казначейство указывают, что при составлении и представлении отчетности по состоянию на 1 июля 2021 года эти изменения нужно учесть (Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 22 июня 2021 г. №№ 02-06-07/49381, 07-04-05/02-14686, Информация Федерального казначейства от 28 мая 2021 г., Информация Федерального казначейства от 22 июня 2021 г.).
О том, какие поправки были запланированы к внесению в Инструкции, мы уже рассказывали 14 мая и 20 мая. Однако в Приказы № 81н и 82н включено намного больше изменений, чем было предусмотрено проектами. Остановимся на наиболее значимых моментах:
Уточнено, какие формы отчетности отражают финансовый результат, за искажение которого штрафуют по ст. 15.15.6 КоАП
Одно из важных изменений – дополнение Инструкций № 33н и № 191 новым абзацем, согласно которому информация в денежном выражении о состоянии финансовых активов, нефинансовых активов и обязательств государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений и публично-правовых образований о финансовом результате операций, их изменяющих, раскрывается в бухгалтерской/ бюджетной отчетности обобщенными показателями баланса и отчета о финансовом результате. Почему это важно? Согласно ст. 15.15.6 КоАП одним из оснований для привлечения к административной ответственности является искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате, а в примечании к ст. 15.15.6 КоАП РФ установлен процент искажения такой информации для квалификации значимости нарушения (незначительное, значительное искажение или грубое) и определения размера штрафа. И до настоящего времени одним из неурегулированных вопросов применения ст. 15.15.6 КоАП была возможность/ правомерность привлечения к ответственности за искажение, например, Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169, ф. 0503769), ведь в них отражены данные об обязательствах.
Теперь в Инструкциях будет четко указано, в каких именно формах отчетности содержится информация об активах, обязательствах и финансовом результате. Конечно, данная поправка не означает, что штрафовать будут только за искажение показателей, которые содержатся в соответствующих разделах / строках Баланса (ф. 0503130, ф. 0503730) и Отчета (ф. 0503121,. ф. 0503721), ведь для привлечения к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ предусмотрены и иные основания. Между тем, данная норма представляет собой какой-никой инструмент при отстаивании своей позиции в спорах с ревизорами и в суде.
Обособленное отражение в отчетности возмещений из ФСС России
Напомним, с этого года для возмещений ФСС России введена специальная подстатья 139 КОСГУ, при этом напомним, сами доходы по-прежнему начисляются по по счету 209 34 "Расчеты по компенсации затрат" Для показателя статьи 139 КОСГУ в Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123, ф. 0503723) будет добавлена специальная строка 0507. Однако реализовать это можно будет только после регистрации Приказов №№ 81н и 82н Поэтому в Отчете (ф. 0503123, ф. 0503723) на 1 июля 2021 г. поступления возмещений от ФСС по КОСГУ 139 включаются в строку 0500, предназначенную для показателей по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсации затрат" КОСГУ. Одновременно информацию о поступлениях по подстатье 139 КОСГУ придется отразить в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760).
Отражение в отчетности новых счетов 401 41 и 401 49
В части кредиторской задолженности в Сведения (ф. 0503169, ф. 0503769) нужно включить остатки и обороты не только по счету 401 40 "Доходы будущих периодов", но и по новым счетам:
- 401 41 "Доходы будущих периодов к признанию в текущем году";
- 401 49 "Доходы будущих периодов к признанию в очередные года".
Конечно, при условии, что вы их используете. Общих для всех требований по применению этих счетов нет. Есть лишь озвученные финансовым ведомством планы, согласно которым в 2021 году счета401 41 и 401 49 используют только для отражения расчетов по межбюджетным трансфертам, т.е. в отношении взаимосвязанных показателей по МБТ, в том числе подлежащих исключению при формировании консолидированной бухгалтерской отчетности, которые включаются в Справку по консолидируемым расчетам (ф. 0503125). В остальных случаях применение данных счетов – право учреждения, но не обязанность, если только эту обязанность не установил учредитель/ ГРБС или финорганом. Подробно о том кто, когда и как использует счета 401 41 и 401 49, читайте здесь.
Порядок отражения показателей по счетам 401 41 и 401 49 в Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769) аналогичен порядку отражения данных по счету 401 40. Но, повторимся, в отчете детализировать эти данные только если их применение оговорено в учетной политике и с соблюдением уже упомянутых требований по раскрытию в отчетности взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании консолидированной бюджетной отчетности.
Долгосрочную задолженность – только в годовой отчет
Согласно положениям Инструкций № 33н и № 191н при формировании Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769) в графах 3, 10, 13 должна отражаться информация о долгосрочной задолженности, т. е. той, срок исполнения которой на отчетную дату превышает 12 месяцев. Поправками к этой норме сделана оговорка, что данные о долгосрочной задолженности будут отражаться только в годовой форме Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769). Таким образом в квартальной отчетности по договорам, контрактам, соглашениям, заключенным на срок более года, показатели долгосрочной задолженности больше не формируются – не заполняются графы 3, 10, 13 в разделе 1 Сведений (ф. 0503769)
Нюансы включения в отчетность показателей спецсчетов по учету ошибок прошлых лет
Напомним, с этого года перечень счетов для отражения ошибок прошлых лет расширен за счет появления новых, предназначенных для учета тех ошибок, которые выявили ревизоры в ходе проверочных мероприятий и за которые, скорее всего, оштрафовали. Таким образом, к шести спецсчетам добавились еще столько же. Подробно об этом - здесь.
Это новшество отразилось на заполнении некоторых форм отчетности.
В частности, в Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769) в показатели граф 5 – 8 "Изменение задолженности" не включаются данные по счетам:
- 304 86, 304 96, 401 18, 401 19, 401 28, 401 29 - по ошибкам прошлых лет, которые мы выявили самостоятельно,
- 304 66, 304 76, 401 16, 401 17, 401 26, 401 27 - по ошибкам прошлых лет, обнаруженным проверяющими.
Также уточнен перечень счетов, предназначенных для отражения ошибок прошлых лет, выявленных в отчетном периоде, на основании которых формируются показатели граф 6 (код причины "03") и 10 (код причины "07") в разделе 1 Сведений об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503173, ф. 0503773):
- в графе 6 отражается сумма изменений вступительного баланса, связанных с исправлением ошибок по счетам 304 86, 304 96, 401 18, 401 19, 401 28, 304 66, 304 76, 401 16, 401 17, 401 26, 401 27.
И не забудьте, что операции по новым счетам должны отражаться не в Журнале по прочим операциям, как это было ранее, а в Журнале операций по исправлению ошибок прошлых лет – он введен с 2021 года.
Расширен перечень НФА, отражаемых в Сведениях (ф. 0506168, ф. 0503768) как неучтенные
В Инструкции № 191н теперь будет прямо указано, что в графе 7 "Оприходовано неучтенных (восстановлено в учете)" разделов 1 и 2 Сведений о движении нефинансовых активов (ф. 0503168) отражаются не только объекты, выявленные по результатам инвентаризации, но и прочие ранее не учтенные объекты, на основании дебетовых оборотов по счетам учета НФА в корреспонденции со счетом 1 401 10 199 "Прочие неденежные безвозмездные поступления". Это могут быть, например:
- объекты основных средств, полученные в результате НИОКР;
- матзапасы, остающиеся в учреждении по результатам ремонта/ демонтажа НФА, и т.д.
В Инструкции № 33н такой нормы не прописали, но исходя из принципа сопоставимости показателей отчетности учреждений разных типов и экономического содержания графы 7 Сведений ф. 0503168) и графы 7 Сведений (ф. 0503768), применение указанного подхода бюджетными и автономными учреждениями будет вполне обоснованно.