Завершится ли реформа системы техосмотра в 2021 году?
macrovector / Depositphotos.com |
Несмотря на автоматическое продление действия диагностических карт, подтверждающих соответствие транспортного средства обязательным требованиям безопасности, срок действия которых истекает в период с 1 февраля по 30 сентября текущего года, на шесть месяцев (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2021 г. № 275), очередного переноса момента вступления в силу изменений, принятых в рамках так называемой реформы системы техосмотра, не было, и 1 марта эти изменения вступили в силу.
В первую очередь речь идет о поправках, внесенных в Федеральный закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 170-ФЗ) Федеральным законом от 6 июня 2019 г. № 122-ФЗ. Они, в частности, предусматривают оформление диагностических карт в электронном виде, причем непосредственно в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (ЕАИСТО; порядок действий на случай, если по техническим причинам не удается передать сведения в систему, также прописан; оформление бумажных диагностических карт все еще возможно, но исключительно по запросам предоставивших автомобиль для проведения техосмотра лиц), необходимость фотофиксации транспортного средства, в отношении которого проводилось техническое диагностирование, с указанием координат его места нахождения, изменение порядка оценки соответствия операторов техосмотра требованиям аккредитации, контроля за деятельностью операторов.
Также с 1 марта действуют:
- новые Правила проведения технического осмотра транспортных средств (Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1434) и Правила проведения технического осмотра городского наземного электрического транспорта (Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1433);
- Правила осуществления контроля за деятельностью операторов технического осмотра (Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2020 г. № 534);
- новые Правила аккредитации операторов техосмотра и Порядок прохождения операторами процедуры подтверждения соответствия требованиям аккредитации в сфере технического осмотра (Приказ Министерства экономического развития РФ от 26 марта 2020 г. № 173);
- требования к производственно-технической базе операторов техосмотра (Приказ Министерства транспорта РФ от 9 июля 2020 г. № 232). Причем с 1 сентября некоторые из этих требований будут смягчены, например в части минимальных размеров производственных помещений для размещения диагностических линий, ворот, осмотровых канав, а также возможности использования одного комплекта диагностического оборудования на нескольких диагностических линиях, находящихся в одном производственном помещении, и др. (Приказ Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2021 г. № 146). "Не скажу, что снижение требований – это правильное решение, но это позволит снизить финансовую нагрузку на операторов техосмотра и в принципе запустить работу системы техосмотра по новым правилам", – отметил заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимир Луговенко в ходе прошедшего вчера в Совете Федерации тематического круглого стола;
- методика расчета значения пропускной способности пункта технического осмотра (Приказ Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2020 г. № 151). Определение пропускной способности каждого пункта техосмотра и каждой передвижной диагностической линии (при наличии таковых) – обязанность операторов техосмотра, рассчитанное значение после проверки профессиональным объединением страховщиков (им является РСА – Российский союз автостраховщиков) вносится в реестр операторов техосмотра. Количество техосмотров, проведенных в конкретном пункте, не должно превышать включенное в реестр значение пропускной способности более чем на 5% (ст. 11.1 Закона № 170-ФЗ);
- требования к фотографическому изображению транспортного средства, в отношении которого проводилось техническое диагностирование, порядку и срокам его хранения в ЕАИСТО, а также требования к точности определения координат места нахождения транспортного средства и пункта техосмотра (Приказ Министерства транспорта РФ от 31 марта 2020 г. № 97; далее – Приказ № 97). "Отдельный блок вопросов по новым правилам техосмотра касается загрузки в ЕАИСТО скорректированных изображений. Мы подготовили ряд решений, которые позволят минимизировать риск фальсификации фотографий. Планируем сделать обязательным при проведении техосмотра фотографирование всех частей автомобиля [сейчас в начале проведения диагностирования требуется фотографировать переднюю часть машины, в конце – заднюю. – ГАРАНТ.РУ], авто в створе ворот, чтобы было видно, что машина приехала на пункт техосмотра, машины вместе с экспертом. Полагаем, что это значительно усложнит возможность подделки данных и самого факта прохождения техосмотра", – сообщил Владимир Луговенко, подчеркнув, что соответствующие изменения в Приказ № 97 уже подготовлены и в ближайшее время будут направлены для согласования в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Краткий обзор главных нововведений для автолюбителей в 2021 году от экспертов компании "Гарант"
Тем не менее говорить о завершении реформы системы техосмотра пока рано. Во-первых, как видно, установленные требования продолжают корректироваться. Во-вторых, на финальную стадию вышло обсуждение инициативы о передаче функций по аккредитации операторов техосмотра от РСА Росаккредитации: как сообщил статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев, на проведенном в начале июня совещании заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин эту инициативу поддержал, а значит, после получения соответствующего протокольного поручения начнется работа по ее реализации. Очевидно, что принятие такого решения потребует не только внесения изменений в нормативные акты, но и увеличения ресурсов Росаккредитации. В настоящее время ведомство администрирует около 9 тыс. аккредитованных лиц (органов по сертификации, испытательных лабораторий, организаций, оказывающих услуги в области обеспечения единства измерений, и др.), добавление к ним еще более 5 тыс. операторов техосмотра – сейчас, по сведениям РСА, в реестре операторов техосмотра содержатся данные о 5029 операторах – потребует, по предварительной оценке Росаккредитации, дополнительного финансирования ее деятельности в размере около 250 млн руб. в год и существенного расширения штата. После утверждения поручения о передаче функций по аккредитации операторов техосмотра Росаккредитации Минэкономразвития России предстоит в течение месяца подготовить дорожную карту по его реализации, и ключевыми при ее подготовке станут как раз вопросы, касающиеся ресурсного обеспечения ведомства, подчеркнул Алексей Херсонцев. В частности, предстоит обсудить возможность осуществления соответствующей деятельности не только сотрудниками Росаккредитации, но и подведомственной ей организации (так как в настоящее время такая организация одна – федеральное автономное учреждение "Национальный институт аккредитации", очевидно, что подразумевается именно она). Кроме того, необходимо определить природу платы за аккредитацию, а именно, решить, будет ли она являться платой за предоставление госуслуги или госпошлиной (Минэкономразвития России считает более приемлемым первый вариант).
О правильности решения о передаче функций по аккредитации операторов техосмотра Росаккредитации свидетельствует, по мнению ее представителей, то, что ведомство имеет большой опыт в аккредитации различных типов организаций, так как занимается этой работой более 10 лет, соответствует требованиям международных стандартов в сфере аккредитации, эффективно ведет федеральную информационную систему, содержащую сведения и об аккредитованных лицах, и о результатах их деятельности. Кроме того, ведомство активно пользуется инструментами цифровизации – все результаты процедур подтверждения соответствия вносятся в соответствующие реестры, то есть от оформления бумажных свидетельств Росаккредитация отказалась, тогда как РСА выдает операторам техосмотра аттестаты аккредитации на бумажном носителе. Также в прошлом году в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой служба оперативно перешла на осуществление выездной оценки с использованием систем видео-конференц-связи, а значит, она сможет более эффективно по сравнению с РСА осуществлять выездные проверки операторов техосмотра – напомним, с 1 марта их проведение является обязательным при оценке соответствия операторов требованиям аккредитации и при первичном обращении за предоставлением аттестата аккредитации, и при периодическом подтверждении соответствия (ст. 22 Закона № 170-ФЗ).
В то же время наделение Росаккредитации соответствующими полномочиями потребует, помимо увеличения финансирования и штатной численности, доработки для этих целей ФГИС Росаккредитации, отметил заместитель руководителя ведомства Дмитрий Гоголев. С учетом всех необходимых подготовительных мероприятий процесс передачи функций по аккредитации операторов техосмотра от РСА Росаккредитации займет, по предварительным оценкам самого ведомства и Минэкономразвития России, не менее полутора лет.
При этом представители РСА отмечают, что выполняют полномочия по аккредитации и подтверждению соответствия требованиям аккредитации операторов техосмотра, в том числе в части осуществления выездных проверок, в полном объеме, отмечая, правда, что реальное количество пройденных процедур подтверждения соответствия значительно ниже запланированного. Так, к данному моменту, по прогнозам РСА, их должны были пройти уже 1,5 тыс. операторов, но пока заявление о подтверждении соответствия подали только 275 операторов.
Тем не менее, учитывая, что инициатива о передаче соответствующих функций Росаккредитации (направленная в кабинет министров Банком России, который осуществляет надзор за деятельностью РСА) одобрена Правительством РФ и поддерживается Советом Федерации и заинтересованными министерствами, в том числе Минтрансом России, МВД России и Минэкономразвития России, скорее всего, ее реализация – уже решенный вопрос.
Сами операторы техосмотра большее значение сейчас придают планируемой "отвязке" процедуры оформления полиса ОСАГО от факта прохождения техосмотра. По действующему законодательству, напомним, обязательное страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства осуществляется только при условии проведения в отношении данного транспортного средства технического осмотра, однако позавчера (15 июня) Госдума приняла в третьем чтении закон1, предполагающий исключение соответствующего требования из п. 3 ст. 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Следует подчеркнуть, что это не освобождает владельцев транспортных средств от необходимости прохождения техосмотра – он по-прежнему остается обязательным, но означает, что в оформлении полиса ОСАГО не может быть отказано по причине отсутствия диагностической карты. "Сейчас по законодательству любой водитель – своего рода заложник системы техосмотра в том смысле, что он не может приобрести полис ОСАГО, не предъявив диагностическую карту. То есть если нет возможности по каким-то причинам, в том числе объективным, получить эту карту, владелец автомобиля не может оформить полис ОСАГО, становится нарушителем и не получает страховой защиты. Мы негативно относимся к этой ситуации, обсуждали ее неоднократно со всеми заинтересованными лицами, поэтому закон, отвязывающий систему техосмотра от ОСАГО, считаем правильным и нужным", – подчеркнул заместитель директора Департамента финансовой политики Минфина России Роман Точилин.
Предполагается, что закон вступит в силу 22 августа, и операторы техосмотра считают эту дату неоправданной, так как ч. 1.1 ст. 12.5 КоАП, предусматривающая штраф в размере 2 тыс. руб. за управление автомобилем, на который не оформлена диагностическая карта, вступит в силу только 1 марта 2022 года. "До этой даты никто в пункты техосмотра не приедет, и водители имеют на это полное право. Как операторам техосмотра дожить до 1 марта? Ответа нет. Все взаимосвязанные положения законов должны вступать в силу единовременно", – пояснил данную позицию операторов генеральный директор некоммерческого партнерства станций диагностики "Безопасность и транспорт" Ярослав Васичков.
Оценить же вероятность предметного обсуждения предложения об отмене обязательного техосмотра для легковых автомобилей, принадлежащих физическим лицам, – на протяжении последней недели в СМИ активно тиражируется сообщение о том, что такая идея принадлежит руководителю Госавтоинспекции Михаилу Черникову, – пока не представляется возможным. "У министерства пока нет выработанной позиции по поводу отмены обязательного техосмотра для физлиц", – заявил вчера в ходе упомянутого круглого стола в Совете Федерации представитель МВД России Сергей Чипурин. "В прессе появились сообщения о том, что Михаил Черников предложил сделать техосмотр физлиц добровольным. 7 июня, правда, мы получили письмо, подписанное Черниковым, в котором говорится, что отмена обязательного техосмотра для легкового транспорта нецелесообразна, так как это может привести к росту числа ДТП, спровоцировать перерегистрацию автомобилей, которые принадлежат организациям, на граждан, закрытие порядка 2,5 тыс. пунктов техобслуживания, что приведет к сокращению 4,5 тыс. рабочих мест", – сообщил в свою очередь член Комитета Совета Федерации по экономической политике Александр Пронюшкин.
Если данное предложение все-таки будет обсуждаться, главным аргументом против отмены обязательности техосмотра, очевидно, станет статистика: по данными Минтранса России, с 2017 года показатель смертности на дорогах по причине неисправности технических средств стабильно растет, за 2020 год в ДТП, произошедших по этой причине, погибли 1223 человека.
_____________________________
1 С текстом принятого и направленного в Совет Федерации Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.