Повышенный тариф – не санкция за опоздание с подтверждением вида деятельности в ФСС России!
AndreyPopov / Depositphotos.com |
15 апреля истекает установленный срок для подачи в территориальный орган ФСС России документов, подтверждающих основной вид деятельности организации. Для чего это нужно? Как известно, размер взносов по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний зависит от страхового тарифа. А страховой тариф – от класса профессионального риска, к которому относится основной вид деятельности организации-страхователя. И этот вид деятельности нужно ежегодно подтверждать, в противном случае ФСС России самостоятельно установит тариф "на травматизм" исходя из указанного в ЕГРЮЛ кода ОКВЭД, относящегося к наиболее высокому классу риска.
Нарушение срока подачи документов с подтверждением основного вида деятельности и, как следствие, установление повышенного тарифа – частая причина споров между страхователями и ФСС России, разбираться в которых приходится судам. Мы неоднократно касались этой темы в новостной ленте – буквально в начале марта мы рассказывали о таком судебном разбирательстве.
Два новых дела рассмотрели суды апелляционной и кассационной инстанций в разных регионах страны. В обоих случаях организации вовремя не подали в ФСС России подтверждающие документы. Фонд, ориентируясь на данные ЕГРЮЛ, установил повышенный тариф и пересматривать свое решение после поступления "опоздавших" документов ФСС России не стал.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Однако страхователи продолжали платить взносы по привычному тарифу, поскольку фактически основным видом их деятельности был совсем не тот, что определил Фонд. По итогам проверки расчета 4-ФСС России проверяющие оштрафовали страхователей за неполную уплату взносов и те обратились в суд.
Судьи на разных уровнях судебной системы признали штраф неправомерным (Постановление АС Центрального округа от 9 февраля 2021 г. № Ф10-5805/20). В своих решениях они указали:
- действительно, страхователь представил документы, подтверждающие основной вид деятельности, с нарушением срока. Но несмотря на это, ФСС России должен был учесть эти документы и пересмотреть размер страхового тарифа;
- налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Эту норму Налогового кодекса следует учитывать в том числе при толковании законодательства об обязательном социальном страховании. Виды деятельности, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с теми, что реально осуществляет организация, экономического основания не имеют;
- законодательство позволяет ФСС России при отсутствия поданных сведений установить страхователю повышенный тариф взносов. Однако реализация данного права не может обращаться в санкцию за нарушение сроков представления документов.
В итоге в обоих случаях решения были вынесены в пользу страхователей, ведь, с точки зрения суда, доначисление Фондом взносов по повышенному тарифу, рассчитанному исходя из вида деятельности, который организации фактически не осуществляли, является безосновательным.