Поправки в КоАП РФ с 16 апреля: региональные штрафы ниже низшего предела, санкции за реабилитацию нацизма, увеличение штрафов за культивирование наркосодержащих растений
vectoroksana / Depositphotos.com |
КоАП является одним из самых часто изменяемых федеральных нормативных правовых актов – только с начала 2021 года было принято 19 федеральных законов, вносящих поправки в отдельные статьи кодекса. 7 из них начнут действовать с 16 апреля. Они касаются:
- возможности снижения размера штрафа, установленного региональным законом, ниже низшего предела (Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 69-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях");
- ответственности за публичное оскорбление памяти защитников Отечества, унижение чести и достоинства ветеранов, а также за публичную реабилитацию нацизма (Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 58-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях");
- детализации ответственности за невыполнение предписаний Банка России (Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 76-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях");
- увеличения штрафов за правонарушения, связанные с растениями, содержащими наркотические средства или психотропные вещества (Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 84-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях");
- усиления санкций за нарушение правил эксплуатации спецтехники (Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 71-ФЗ "О внесении изменения в статью 9.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях");
- расширения перечня субъектов, наделенных правом на обжалование решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении (Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 83-ФЗ "О внесении изменения в статью 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях");
- уточнения состава правонарушения, связанного с обращением донорской крови (Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 82-ФЗ "О внесении изменения в статью 6.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Рассмотрим указанные поправки более подробно.
Штраф ниже низшего предела
Появится возможность назначения административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта РФ об административных правонарушениях. Ранее это допускалось только в отношении штрафа, установленного конкретной нормой самого КоАП РФ. Но Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях не раз указывал на то, что предусмотренная кодексом возможность назначения административного наказания ниже низшего предела только в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, порождает предпосылки для дискриминационного правоприменения (постановления КС РФ от 18 апреля 2017 г. № 12-П, от 6 июня 2017 г. № 15-П, от 4 декабря 2017 г. № 35-П и т. п.).
С подробной схемой назначения административного наказания можно ознакомиться в системе ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступУказанные поправки коснутся как правил назначения административного наказания юрлицам, так и гражданам и должностным лицам – через них будет обеспечен принцип равенства лиц, совершивших административные правонарушения, перед законом. При этом в целях обеспечения возможности применения рассматриваемого правила к случаям совершения гражданином административного правонарушения, предусмотренного региональным законом об административных правонарушениях, минимальное пороговое значение административного штрафа для физлиц и должностных лиц, при котором допускается назначение штрафа ниже низшего предела, будет понижено.
Так, начиная с 16 апреля судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и решения по делам об административных правонарушениях, смогут назначать наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта РФ об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее 4 тыс. руб., а для должностных лиц – не менее 40 тыс. руб. (ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ). Для случаев сокращения размеров штрафов, предусмотренных статьями КоАП РФ, эти значения составляют 10 тыс. и 50 тыс. руб. соответственно.
Минимальный порог административного штрафа, при котором штраф ниже низшего предела может быть назначен юрлицам, не изменится – не менее 100 тыс. руб. (ч. 3.2 ст. ст. 4.1 КоАП РФ). Кроме того, появится и аналогичная имеющейся в отношении назначаемых по статьям КоАП РФ штрафов оговорка о том, что в любом случае размер административного штрафа не должен быть менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц, а также юрлиц соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта РФ об административных правонарушениях (ч. 2.3, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Напомним, штраф ниже низшего предела может быть назначен при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юрлица, личностью и имущественным положением физлица, привлекаемых к административной ответственности (ч. 2.2, ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Санкции за публичное унижение чести и достоинства ветеранов и публичную реабилитацию нацизма
С 16 апреля вступят в силу поправки в ст. 13.15 КоАП РФ, устанавливающую ответственность за злоупотребление свободой массовой информации – изменения коснутся не только состава правонарушения, но и размера штрафных санкций. Так, наряду с публичным распространением выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, либо публичным осквернением символов воинской славы РФ, в том числе совершенных с применением СМИ или Интернета, наказанию будут подлежать публичное оскорбление памяти защитников Отечества либо публичное унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны. При этом штрафные санкции для юрлиц за такие деяния будут достигать 3-5 млн руб. (сейчас – от 400 тыс. до 1 млн руб.). Также появится возможность конфисковать предмет административного правонарушения.
Аналогичные указанным размеры штрафов начнут применять за публичное распространение информации, отрицающей факты, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, либо одобряющей преступления, предусмотренные указанным приговором. Одновременно появятся санкции и за публичное распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, о ветеранах Великой Отечественной войны, в том числе совершенные с использованием СМИ или Интернета.
Отметим, административные санкции за указанные деяния для юрлиц будут действовать наряду с уголовными наказаниями за аналогичные действия физлиц. К тому же, с 16 апреля соответствующие уголовные санкции тоже будут ужесточены. Такой подход, по мнению законодателя, позволит обеспечить комплексную защиту исторической памяти и неотвратимость ответственности лиц, виновных в реабилитации нацизма.
Невыполнение законного предписания Банка России
Будет скорректирована ст. 19.5 КоАП РФ в части ответственности за невыполнение в срок законного предписания Банка России. Если сейчас всем поднадзорным юрлицам за такое нарушение грозит одинаковый размер штрафа – 500-700 тыс. руб., а должностным лицам – 20-30 тыс. руб., то с 16 апреля значительно снизятся размеры штрафов за невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России, вынесенного при осуществлении надзора за деятельностью:
- кредитного потребительского кооператива, общее число членов которого не превышает 3 тыс. физических и (или) юридических лиц, с размером активов не более 100 млн руб.;
- сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, общее число членов и ассоциированных членов которого не превышает 3 тыс. физических и (или) юридических лиц, с размером активов не более 100 млн руб.;
- жилищного накопительного кооператива.
Административный штраф для должностных лиц указанных кооперативов будет составлять 5-10 тыс. руб., а для юрлиц – 50-100 тыс. руб. (ч. 9.1 ст. 19.5 КоАП РФ). Аналогичные размеры штрафов установлены за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления указанными кооперативами отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации. Исключение предусмотрено для случаев, если в соответствии с законодательством РФ Банком России при осуществлении надзора за их деятельностью дается законное предписание об устранении нарушения.
Предполагается, что поправки будут способствовать повышению устойчивости малых участников финансового рынка, снижению рисков их банкротства, а также выравниванию диспропорций административной ответственности по отношению к крупным финансовым организациям.
Увеличение штрафов за правонарушения, связанные с наркосодержащими растениями
С 16 апреля возрастут санкции за:
- непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 10.4 КоАП РФ);
- непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 10.5 КоАП РФ);
- незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 10.5.1 КоАП РФ).
Так, штрафы за непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения указанных растений увеличатся с 3-4 тыс. до 5-10 тыс. руб. Непринятие землевладельцем или землепользователем мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, после получения официального предписания уполномоченного органа будет грозить штрафом для граждан в размере 3-4 тыс. руб., для должностных лиц – 5-10 тыс. руб., для юрлиц – 50-100 тыс. руб. (сегодня – 1-2 тыс., 3-4 тыс. и 30-40 тыс. руб. соответственно).
В свою очередь, наказание за незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, будет изменено только для граждан – сумма штрафа возрастет с 1,5-4 тыс. до 3-5 тыс. руб. Срок административного ареста (до 15 суток) и размер штрафных санкций для юрлиц (100-300 тыс. руб.) не изменятся.
Внесение изменений обусловлено увеличением количества соответствующих административных правонарушений, что, в свою очередь, свидетельствует о неэффективности применяемых наказаний. Реализация поправок позволит привести меры ответственности в соответствие со степенью общественной опасности правонарушений.
Ужесточение ответственности за нарушение правил эксплуатации спецтехники
Увеличатся размеры штрафов за нарушение обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, сохранность имущества, охрану окружающей среды правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин, прицепов к ним, оборудования. Речь идет о таких видах транспорта, надзор за техническим состоянием которых осуществляют органы регионального госнадзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники (ст. 9.3 КоАП РФ). Штраф для граждан за нарушение правил и норм эксплуатации спецтехники возрастет с 100-300 руб. до 0,5-1 тыс. руб., для должностных лиц – с 0,5-1 тыс. руб. до 3-5 тыс. руб.
При этом из перечня наказаний исчезнет предупреждение. А альтернативная штрафу санкция для физлиц в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев сохранится.
Отметим, прежние размеры штрафов были установлены в 2007 году и до настоящего времени не пересматривались. Между тем, уже наметилась тенденция роста числа рассматриваемых правонарушений, поэтому актуализация ст. 9.3 КоАП РФ своевременна и оправданна.
Расширение перечня лиц, которые вправе обжаловать вступившее в законную силу решение
С 16 апреля право на обжалование вступившего в законную силу решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении дополнительно получит руководитель коллегиального органа, созданного в соответствии с законом субъекта РФ и вынесшего постановление по делу об административном правонарушении. Напомним, сейчас такое право имеется только у должностного лица, вынесшего соответствующее постановление (ч. 4 ст. 30.12 КоАП РФ).
Отсутствие у коллегиального органа, созданного в соответствии с региональным законом, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, полномочий по обжалованию решений суда в порядке надзора препятствует справедливому разбирательству дела судом, предполагающим окончательность и стабильность судебных актов, вступивших в законную силу, и их исполнение. Внесенная поправка призвана исправить эту ситуацию и реализовать через обжалование в порядке надзора решения судьи в вышестоящий суд конституционную гарантию граждан на судебную защиту их прав и свобод.
Уточнение нормы об ответственности субъектов обращения донорской крови
Корректировка вызвана необходимостью приведения диспозиции ч. 1 ст. 6.31 КоАП РФ в соответствие с нормами Федерального закона от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов". Предыдущая редакция этого закона предусматривала ответственность за несоблюдение субъектами обращения донорской крови и ее компонентов требований безопасности технического регламента о безопасности крови. Но в связи с утверждением Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2019 г. № 797 Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов Постановление Правительства РФ от 26 января 2010 г. № 29 "Об утверждении технического регламента о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии" признано утратившим силу.
Следовательно, теперь ответственность по КоАП РФ должна применяться не за несоблюдение требований безопасности технического регламента о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии, а за несоблюдение установленных кабинетом министров правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов.
Санкции за указанное нарушение для субъектов обращения донорской крови и (или) ее компонентов останутся прежними – предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 2-3 тыс. руб., на юрлиц – 20-30 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
***
Анализ корректировок КоАП РФ последних лет показывает, что чаще всего законодатель прибегает к поправкам в целях актуализации устаревших норм и приведения мер ответственности в соответствие со степенью общественной опасности правонарушений, в целях соотнесения положений кодекса с меняющимися нормами федеральных законодательных актов, детализации составов правонарушений и дифференциации санкций, а также установления новых мер ответственности, отвечающих современным угрозам.
Не исключено, что до конца апреля будут приняты и другие федеральные законы, вносящие изменения в отдельные статьи КоАП РФ.