Новости и аналитика Новости Разработан проект порядка функционирования национальной системы прослеживаемости товаров

Разработан проект порядка функционирования национальной системы прослеживаемости товаров

Разработан проект порядка функционирования национальной системы прослеживаемости товаров
tarik_vision / Depositphotos.com

Минфин России подготовил проект порядка функционирования национальной системы прослеживаемости товаров1. Предполагается, что документ вступит в силу с 1 июля 2021 года, но не ранее месяца со дня официального опубликования соответствующего постановления.

Порядок определяет правила функционирования национальной системы прослеживаемости товаров: создания, внедрения и сопровождения системы, сбора, учета, хранения и обработки сведений, включаемых в нее, обмена сведениями между системой и иными государственными информационными системами, контроля за операциями с товарами, включенными в перечень прослеживаемости и предоставления в налоговые органы отчета об операциях с такими товарами.

Указывается, что прослеживаемость будет осуществляться в отношении товаров, приведенных в перечне прослеживаемости, при выполнении одного из условий:

  • товары ввезены на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и выпущены в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления;
  • товары ввезены на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в связи с конфискацией или обращением в собственность (доход) России;
  • товары ввезены на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в связи с обращением взыскания на них по решению суда в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
  • товары задержаны таможенными органами и не востребованы в установленные сроки лицами, обладающими полномочиями в отношении таких товаров;
  • товары ввезены на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, с территории государств – членов ЕЭС, за исключением товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита;
  • товары ранее ввезены на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в вышеуказанных случаях и фактически находятся там на дату вступления в силу перечня прослеживаемости.

Проектом постановления предусмотрено, что при реализации товара, подлежащего прослеживаемости, соответствующий регистрационный номер партии товара включается участниками оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, в счет-фактуру (для участников оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, являющихся налогоплательщиками НДС) или в документ об отгрузке товаров (для участников оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, не являющихся налогоплательщиками НДС), составляемые в электронной форме.

Определяются также случаи прекращения (в том числе при исключении товаров, подлежащих прослеживаемости, из перечня товаров, подлежащих прослеживаемости) и возобновления прослеживаемости товаров (например, при возврате не переработанных остатков товара, подлежащего прослеживаемости, из производства, возврата в торговый оборот товаров, ранее реализованных физлицам для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд, возврата налогоплательщиками НПД, товаров, подлежащих прослеживаемости, а также возврата ранее утраченного товара).


Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться


Отдельный раздел посвящен созданию, внедрению и сопровождению национальной системы прослеживаемости товаров. Определяются принципы осуществления прослеживаемости, субъекты системы, участники оборота товаров. Также устанавливаются правила сбора, учета, хранения и обработки сведений, включаемых в систему прослеживаемости, а также особенности контроля за операциями с товарами, включенными в перечень  прослеживаемости. 

Кроме того, прописываются правила обмена сведениями между национальной системой прослеживаемости товаров и иными государственными информационными системами и уведомления о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ на территорию другого государства – члена ЕЭС или уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории другого государства-члена ЕЭС на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Устанавливаются и правила составления и предоставления отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости. Так, участники оборота таких товаров обязаны представлять в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика), по месту жительства предпринимателя соответствующий отчет об операциях, совершенных в отчетном периоде, в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Отчетный период предлагается установить как квартал. Отчет можно будет подать только электронно по ТКС. Форма, формат и  порядок заполнения отчета будет разработан ФНС России до 1 июля 2021 года.

_____________________________

1 С текстом законопроекта "Об утверждении Порядка функционирования национальной системы прослеживаемости товаров" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/07/03-21/00114620).

Документы по теме:

Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации"

Читайте также: