Дайджест разъяснений Минфина России по общим вопросам деятельности учреждений: II полугодие 2020 года
AntonMatyukha / Depositphotos.com |
Ставшие уже постоянными выпуски дайджеста – это подборки писем финансового ведомства, не включенных в ежедневную новостную ленту, но, безусловно, информативных для бухгалтера. Каждую такую подборку мы группируем по определенным тематикам:
- федеральные стандарты бухучета;
- применение КОСГУ, КВР и других КБК;
- учет объектов активов и обязательств;
- бухгалтерская и бюджетная отчетность;
- финобеспечение учреждений;
- оформление первичных документов и регистров;
- осуществление внутреннего финаудита, и др.
Однако не все разъяснения можно отнести к какой-то определенной группе. Из таких писем – по общим вопросам, связанным с финансовой стороной деятельности учреждений, поступивших во второй половине прошлого года, и составлен наш сегодняшний дайджест:
По общему правилу бюджетное учреждение не является получателем бюджетных средств, имеющим право на принятие и/или исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств бюджета.
Положения ст. 242.3, ст. 242.4 и ст. 242.5 Бюджетного кодекса применяются только при исполнении судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства соответственно федерального, регионального или муниципального бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений. Порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений установлен положениями Закона № 83-ФЗ (Письмо Минфина России от 2 июля 2020 г. № 09-07-09/56951).
Расходы на оплату работ по разработке проектно-сметной документации на ремонт объектов (вне рамок государственного оборонного заказа) подлежат отражению по видам расходов:
243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" – при осуществлении капитального ремонта имущества;
244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" – в иных случаях.
При этом отнесение работ к соответствующей категории ремонта – капитальный или текущий, а также правомерность принятия решения об использовании бюджетных средств на оплату услуг по проверке достоверности сметной стоимости ремонтных работ определяются в соответствии с положениями нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в соответствующей сфере.
При квалификации расходов на разработку проектно-сметной документации на оборудование комнат хранения и чистки оружия в качестве нецелевого использования бюджетных средств, необходимо исходить из наличия признаков несоответствия использования бюджетных средств направлениям/целям их использования, предусмотренным, в том числе бюджетной сметой (Письмо Минфина России от 20 июля 2020 г. № 02-05-05/63282).
В ряде субъектов РФ в рамках содействия организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи финансирование мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей осуществляется за счет средств регионального бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий соответствующей госпрограммы. Так, например, в Мурманской области Постановлением Правительства Мурманской области предусмотрено, что путевка в в оздоровительные учреждения за пределами области оплачивается:
- в размере 25% от стоимости путевки – за счет средств родителей;
- в размере 75% от стоимости путевки – за счет средств областного бюджета.
Если путевку приобретает учреждение для детей своих сотрудников, то, по мнению Минфина России, денежные средства (в данном случае – 25% стоимости путевки) родители детей должны направить этому учреждению (Письмо Минфина России от 22 июля 2020 г. № 02-08-05/64317).
Согласно положениям Стандарта "Основные средства" срок полезного использования – это период, в течение которого предусматривается использование учреждением актива в тех целях, ради которых он был приобретен, создан или получен. Определяется он в соответствии с нормами Стандарта "Основные средства", в том числе исходя из рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества, и/или на основании решения комиссии субъекта учета по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом ряда критериев.
Ведомство обращает внимание, что начисленная в размере 100% стоимости амортизация на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации/использованию, не может служить основанием для принятия решения об их списании по причине полной амортизации и/или нулевой остаточной стоимости (Письмо Минфина России от 31 июля 2020 г. № 02-07-10/67543).
Средства от поступления неустойки государственным/муниципальным контрактам, в том числе в целях софинансирования которых предоставляются МБТ, относятся к неналоговым доходам бюджетов и в полном объеме подлежат зачислению в доход бюджета публично-правового образования, от имени которого заключался контракт. Условиями контракта может быть предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком/ подрядчиком/ исполнителем обязательств по уплате неустойки, заказчик вправе осуществить перечисление суммы неустойки в доход соответствующего бюджета за него из средств оплаты по контракту. В этом случае при приеме платежных документов на оплату неустойки по контрактам, расходные обязательства по оплате которых софинансируются из бюджета другого уровня, казначейские/ финансовые орган должны осуществлять контроль на:
- наличие в контракте условия о перечислении заказчиком сумм неустойки за поставщика;
- соответствие КВР, указанного в платежном документе, коду вида расходов, по которому подлежит оплате соответствующий контракт, с указанием в назначении платежа "неустойка".
Средства от поступления неустойки по контрактам, в том числе в целях софинансирования которых предоставляются межбюджетные трансферты, в полном объеме подлежат зачислению в доход бюджета публично-правового образования, от имени которого заключался контракт
Обратите внимание: здесь речь идет об учреждениях – получателях бюджетных средств (казенных) – они отражают в учете начисление и получение сумм неустоек в качестве доходов бюджета. А вот санкции, поступающие АУ и БУ в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств контрагентами, признаются собственными доходами этих учреждений, подлежат отражению по КФО 2, перечислять их в доход бюджета не требуется (Письмо Минфина России от 1 сентября 2020 г. № 09-00-03/76519).
По мнению ведомства, обеспечение возможности возмещения кассовых расходов государственных бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных бюджетных учреждений, ранее произведенных ими за счет средств от приносящей доход деятельности и субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного/ муниципального задания, за счет средств субсидий на иные цели может быть предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов РФ или муниципальными правовыми актами, регулирующими санкционирование указанных расходов (Письмо Минфина России от 1 октября 2020 г. № 09-07-08/86276).
Напомним, на федеральном уровне бюджетным учреждениям постановлением Правительства от 11.07.2020 N 1025 разрешено направить целевые субсидии на возмещение кассовых расходов, которые были осуществлены ими ранее за счет других источников для своевременной оплаты мероприятий в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с коронавирусом.
Законом установлено, что операции со средствами, осуществляемые бюджетными или автономными учреждениями в случаях и порядке, предусмотренных нормативными актами органа власти, от имени и по поручению этого органа власти учитываются на лицевом счете, открытом получателю бюджетных средств. Указанные положения применяются при передаче органом-учредителем на основании соглашений полномочий госзаказчика по заключению и исполнению от имени публично-правового образования госконтрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности бюджетным и автономным учреждениям. Кроме того, полномочия получателя бюджетных средств быть переданы органом-учредителем бюджетному и автономному учреждению в целях исполнения публичных обязательств/ обязательств перед физическими лицами.
При этом указанные соглашения являются основанием для открытия органу-учредителю в Казначействе или финоргане лицевых счетов ПБС по переданным полномочиям для учета операций по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты государственной/муниципальной собственности и осуществления публичных обязательств. Иных случаев, устанавливающих возможность использования бюджетными или автономными учреждениями лицевых счетов, открытых соответствующему ПБС, бюджетным законодательством не предусмотрено (Письмо Минфина России от 17 января 2020 г. № 09-07-08/2216).
Нормативные правовые акты по ведению бюджетного/ бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы, в том числе положения Инструкции № 157н, не применяются к федеральным государственным унитарным предприятиям (Письмо Минфина России от 22 октября 2020 г. № 02-06-10/93294).
В соответствии с приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. № 86н организации бюджетной сферы размещают всю распорядительно-организационную информацию, копии учредительных документов, государственного/ муниципального задания, Плана ФХД, годовой бухгалтерской/ бюджетной отчетности, отчет о результатах деятельности и об использовании имущества, сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах на официальном сайте www.bus.gov.ru. Размещение информации на www.bus.gov.ru и ведение указанного сайта обеспечивает Федеральное казначейство (Письмо Минфина России от 23 октября 2020 г. № 02-06-05/92661).
Оплата предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и/или опасными производственными факторами, осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета ФСС России произведенных страхователем расходов (Письмо Минфина России от 20 ноября 2020 г. № 02-05-11/101662).
Определение сроков и порядка проведения инвентаризации, в том числе обязательной устанавливаются учреждением в рамках своей учетной политики. В настоящее время нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета, не содержат прямых указаний как к способам, правилам проведения инвентаризации, так и к определению состава комиссии по инвентаризации и порядку её работы. При этом ведомство в очередной раз отмечает, что положения Методических указаний № 49 не относятся к нормативным правовым актам, устанавливающими обязательные требования к проведению инвентаризации, и носят рекомендательный характер. А потому учреждение должно обеспечить проведение инвентаризации в рамках законодательства, самостоятельно определяя её особенности (Письмо Минфина России от 25 ноября 2020 г. № 02-07-05/102604).
При квалификации совершенных фактов финансово-хозяйственной жизни в качестве нецелевого использования бюджетных средств необходимо исходить из наличия признаков несоответствия использования бюджетных средств направлениям/целям их использования, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором/соглашением либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
При этом, как отмечает ведомство, на этапе составления проекта бюджета также необходимо учитывать наличие правовых оснований, обусловливающих публичные нормативные обязательства и /или правовые основания для иных расходных обязательств. Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств и нарушение порядка формирования и представления/утверждения сведений/документов, используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов, установлена положениями ст. 15.14 и 15.15.7 КоАП (Письмо Минфина России от 11 декабря 2020 г. № 02-08-10/109668).
По мнению ведомства, контрольные действия ГРБС за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий получателями субсидий могут быть реализованы камерально, то есть путем рассмотрения представленных получателем субсидии отчетов о расходах, финансовым обеспечением которых является субсидия, отчетов о достижении показателей эффективности/результативности представления средств субсидии (в случае их установления). При необходимости и с учетом степени обеспеченности ресурсами могут быть реализованы путем проведения выездных контрольных действий в целях фактического подтверждения соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления этих субсидий, а также достижения показателей результативности использования указанных средств (Письмо Минфина России от 21 декабря 2020 г. № 02-02-05/112192).
Согласно Бюджетному кодексу, при исполнении бюджета по расходам предусматриваются принятие и учет бюджетных и денежных обязательств, подтверждение денежных обязательств, санкционирование оплаты денежных обязательств, подтверждение исполнения денежных обязательств. При этом исполнение бюджета по расходам путем прекращения обязательства зачетом БК РФ не предусмотрено. Кроме того, положениями БК РФ предусмотрено исполнение бюджета по доходам путем зачета встречного требования. Поэтому оформление соглашения о зачете взаимных требований между ГРБС – учредителем государственных/муниципальных бюджетных учреждений и подведомственным ему учреждением противоречит бюджетному законодательству (Письмо Минфина России от 30 декабря 2020 г. № 02-06-05/116673).
Арендодатель – администратор доходов обязан обеспечить контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления арендных платежей, а также за своевременным оформлением первичных учетных для целей отражения свершившихся фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете, включая контроль за всеми фактами хозяйственной жизни, которые влияют на изменение условий по предоставлению имущества в аренду, отчуждения части имущества и другие (Письмо Минфина России от 30 декабря 2020 г. № 02-07-05/116357).
Обязательный аудит проводится в том числе в случаях:
- если объем выручки от продажи продукции организации за предшествовавший год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухбаланса по состоянию на конец предшествовавшего года превышает 60 млн руб.;
- если организация представляет и/или раскрывает годовую сводную/консолидированную бухгалтерскую/финансовую отчетность.
Но эти случаи не распространяются на государственные и муниципальные учреждения (Письмо Минфина России от 30 декабря 2020 г. № 02-07-05/116658).
Ведомство рассмотрело обращение по вопросу возможности унификации наименований объектов нефинансовых активов, принимаемых к бухгалтерскому учету. Позиция Минфина России такова: объекты НФА принимаются к учету по наименованиям, указанным в контрактах, документах, подтверждающих выполнение поставки (работ, услуг) – товарно-транспортных накладных и иных сопроводительных первичных документах, актах выполненных работ. Действующий ОКОФ построен по принципу унификации наименований, объектов, включенных в укрупненные группировки, является нормативным документом в области стандартизации и применяется для обеспечения информационной поддержки. Более детальная унификация наименований не представляется возможной, принимая во внимание, что производителями товаров, работ, услуг являются не только отечественные производители, но и зарубежные. Кроме того, производимые технические средства в настоящее время претерпевают ускоренный моральный износ, что стимулирует появление все большего числа объектов основных фондов с различными характеристиками, отражаемыми в наименованиях (Письмо Минфина России от 31 декабря 2020 г. № 02-06-10/117025).