Детский отдых – 2021: как не допустить повторения прошлогодней провальной кампании?
ASMedvednikov.mail.ru / Depositphotos.com |
Летняя оздоровительная кампания 2020 года по понятным причинам сильно отличалась от всех предыдущих. Только во второй половине мая стало понятно, когда она стартует – Минпросвещения России сообщило о рекомендуемой дате начала кампании – 1 июля 2020 года – и возможности регионов принимать решение о ее переносе на более ранний срок с учетом санитарно-эпидемиологической ситуации (Информация Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г.). Кроме того, накануне указанной даты появились санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. № 16; далее – Правила), существенно повлиявшие на организацию детского отдыха прошлым летом.
Во-первых, Правилами установлено, что отдых и оздоровление детей организуются в регионах, где они фактически проживают. Исключение составляют дети, живущие в Арктической зоне РФ, – им можно отдыхать в любом регионе, а также юные жители городов федерального значения – они могут отдохнуть в граничащих с городами регионах (п. 3.3 Правил). Во-вторых, количество детей в группах или отрядах не должно превышать 50% от проектной вместимости, то есть лагеря в каждую смену могут быть заполнены максимум наполовину. В-третьих, детские лагеря палаточного типа вообще не могут принимать детей – Правила запрещают организацию детского отдыха в таком формате.
В результате летняя оздоровительная кампания – 2020 была проведена только в 59 субъектах РФ. В ней были задействованы, по данным Минпросвещения России, 9137 организаций, тогда как в 2019 году оздоровление и отдых детей обеспечивали более 44,5 тыс. лагерей разных типов (учитывая, что в майской информации министерства сообщалось о готовности к открытию 33,4 тыс. организаций, нетрудно понять, как повлияло на их планы утверждение Правил). Таким образом, организованно отдохнули в прошлом году примерно 891 тыс. детей – в шесть раз меньше, чем летом 2019 года. Причем большая часть из них посещала лагеря дневного пребывания, которых, как отметил в ходе общественных слушаний, проведенных вчера в ОП РФ для обсуждения перспектив организации детского отдыха в этом году, член Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения Сергей Минделевич, было объективно недостаточно, к тому же большинство из них работали в одну смену (21 день), значит, оставшиеся летние дни посещавшие их дети проводили дома без присмотра.
Сложившая ситуация привела к обострению проблем в области неорганизованного отдыха детей. Как сообщила на состоявшемся в октябре прошлого года всероссийском селекторном совещании, посвященном подведению итогов летней оздоровительной кампании – 2020, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова, в результате неорганизованного отдыха в прошлом году погибли 885 несовершеннолетних – почти в два раза больше, чем в 2019 году. Пострадали (от преступлений, ДТП, пожаров, отравлений и по другим причинам) 11 124 ребенка, что почти в 70 раз больше аналогичных показателей в отношении детей, охваченных организованным отдыхом.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Перспективы организации летнего детского отдыха в этом году пока непонятны. Учитывая, что к открытию сезона детские лагеря обычно начинают готовиться в марте-апреле, так как нужно заключать контракты на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей, проводить ремонтные работы, подбирать персонал, специалисты в области детского отдыха отмечают, что успешность оздоровительной кампании этого года будет во многом зависеть от того, примет ли Роспотребнадзор в ближайшее время – в течение месяца, максимум двух – решение о смягчении установленных Правилами требований. Напомним, изначально предполагалось, что действовать они будут до 1 января 2021 года, но в конце прошлого года ведомство продлило действие Правил на весь текущий год (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 декабря 2020 г. № 39).
При этом обнародованные директором департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России Наталией Наумовой данные проведенного министерством мониторинга ситуации в регионах вроде бы обнадеживают: по состоянию на февраль деятельность в период летней оздоровительной кампании текущего года планируют осуществлять 34 850 организаций, среди которых более 28 тыс. – это лагеря с дневным пребыванием на базе образовательных организаций, 3157 – детские лагеря труда и отдыха, 1768 – стационарные организации отдыха и оздоровления детей, 975 – специализированные профильные лагеря, 333 – детские лагеря палаточного типа, 280 – санаторно-оздоровительные лагеря. Предполагаемое количество детей, которые смогут в них отдохнуть, – 4 млн. Однако эксперты в реальности исполнения таких прогнозных показателей сомневаются. Во-первых, сама статистика дает повод в себе усомниться: в нее включены палаточные лагеря, деятельность которых Правилами прямо запрещена. Во-вторых, многие организации отдыха и оздоровления детей находятся в сложном финансовом положении: в прошлом сезоне они понесли значительные убытки (только в Краснодарском крае убытки составили, по словам депутата Госдумы Натальи Костенко, 3 млрд руб.), а многие частные загородные лагеря, которые не получают государственного финансирования и не смогли воспользоваться мерами господдержки в связи с пандемией, так как не все их них являются субъектами МСП, и вовсе находятся на грани банкротства. Поскольку большинство из них являются сезонными и работают 3-4 месяца в году, за это время они должны заработать средства на уплату налогов за год, содержание инфраструктуры и выплату зарплаты постоянным сотрудникам. В прошлом году части из них не удалось открыться вообще, следовательно, доходов у них не было, при этом им предстоит вернуть средства по неисполненным контрактам. Тем организациям, которые работали и реализовали большую часть коммерческих путевок до начала сезона, тоже пришлось возвращать деньги по причине того, что они могли принять гораздо меньшее количество детей, и в связи с отказом от путевок ряда родителей, не рискнувших отправлять своих детей на отдых в сложившейся эпидемиологической ситуации.
Поэтому эксперты настаивают на необходимости смягчения установленных Правилами требований – по аналогии с тем, как это было сделано для четырех федеральных лагерей: Роспотребнадзор разрешил всероссийским детским центрам "Орленок", "Смена", "Океан" и международному детскому центру "Артек" принимать в 2021 году детей из различных регионов России (кстати, ведомство позволяло им делать это и в прошлом году) и заполнять 75% проектной мощности. В противном случае многие существующие организации отдыха и оздоровления детей просто не переживут еще один убыточный сезон. Кроме того, необходимо, по мнению специалистов, отменить запрет на работу палаточных детских лагерей, где дети, находясь большую часть времени на свежем воздухе, гораздо меньше подвержены риску заражения COVID-19, чем, например, в школах.
МНЕНИЕ
Наталия Наумова, директор департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России:
"Стоит иметь в виду, что у четырех обозначенных федеральных детских центров есть невыполненные обязательства перед детьми – победителями российских конкурсов, которые должны были попасть в эти центры в 2020 году, но не смогли, – таких детей более 13 тыс. Поэтому Роспотребнадзор пошел навстречу, чтобы обеспечить право этих детей на отдых, не ущемляя при этом прав детей, которые покажут выдающиеся достижения в конкурсных мероприятиях в 2021 году. При принятии решения учитывался тот факт, что центры имеют на своей территории полноценные медицинские или больничные блоки с полностью укомплектованным штатом, которые готовы оперативно реагировать, если сложится какая-то экстренная ситуация.
Роспотребнадзор принимает ограничительные меры, руководствуясь эпидемиологической обстановкой, и в этой части мы его полностью поддерживаем, так как пониманием, что все наши программы должны реализовываться со 100%-м соблюдением правил обеспечения безопасности детей, которые приезжают на отдых. Давайте честно признаемся: если мы будем знать, что эпидобстановка будет нестабильной, а это может привести к каким-то негативным последствиям для здоровья детей, никто в таких условиях не будет рваться за обеспечением летнего отдыха во что бы то ни стало, никто на себя такую ответственность не возьмет.
Мы очень надеемся, что эпидемиологическая обстановка поменяется в лучшую сторону и позволит пересмотреть установленные ограничения, которые пока продлены до 1 января 2022 года. Но сейчас нужно планировать оздоровительную кампанию на тех условиях, которые существуют".
Еще одним крайне важным вопросом, который, по мнению экспертного сообщества, должен быть решен в ближайшее время, является вопрос о возможности оказания детским лагерям финансовой поддержки на федеральном уровне, так как предоставляемых регионами мер поддержки – организация отдыха и оздоровления детей согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" относится к ведению региональных органов власти – в сложившейся ситуации недостаточно. Предлагается, в частности, передать на федеральное обеспечение организацию отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также предусмотреть для всех детских лагерей специальные меры поддержки на период пандемии – аналогично тому, как это было сделано для НКО.
Минпросвещения России, как сообщила Наталия Наумова, активно работает сейчас совместно с Минэкономразвития России над подготовкой пакетов мер поддержки, включающих существующие программы поддержки МСБ, которые будут прицельно ориентированы на организации отдыха и оздоровления детей всех видов с учетом того, что для них наконец установлены отдельные ОКВЭД и ОКПД (Приказ Росстандарта от 10 февраля 2021 г. № 66-ст, Приказ Росстандарта от 10 февраля 2021 г. № 67-ст).