Чистый русский язык: великий, могучий, без мата
LiliGraphie / Depositphotos.com |
Начиная с 2000 года 21 февраля ежегодно празднуется Международный день родного языка. Этот праздник, о существовании которого многие даже не знают, был учрежден ЮНЕСКО с целью защиты языкового и культурного многообразия. В России родным считается русский язык – причем как исторически, так и законодательно. Он не только получил признание в качестве государственного языка РФ, о чем прямо говорит ч. 1 ст. 68 Конституции РФ, но и заслужил принятия отдельного Федерального закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" (далее – Закон № 53-ФЗ), направленного на обеспечение использования государственного языка РФ на всей территории страны и обеспечение права граждан на пользование им, защиту и развитие языковой культуры.
Особый интерес в контексте правового регулирования применения русского языка вызывают:
- его правовой статус;
- сферы обязательного использования;
- права граждан РФ на пользование государственным языком;
- ограничения в части нецензурной брани;
- ответственность за нарушение законодательства о государственном языке РФ.
Остановимся на этих аспектах более подробно.
Правовой статус
Правовой статус русского языка определен в Конституции Российской Федерации и подкреплен нормами Закона № 53-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 68 Основного закона русский язык является государственным языком России на всей ее территории, языком государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов РФ. Хотя, поскольку Россия является многонациональной страной, имеется оговорка о праве республик в ее составе устанавливать свои государственные языки, которые в органах власти и госучреждениях республик могут употребляться наряду с русским (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ). Несмотря на то что русский язык считается языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов России в едином многонациональном государстве (ч. 4 ст. 1 Закона № 53-ФЗ), РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68 Конституции РФ), а также запрещает пропаганду языкового превосходства (ч. 2 ст. 29 Конституции РФ). При этом уточняется, что обязательность использования государственного языка РФ не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками находящихся в составе России республик и языками народов РФ (ч. 7 Закона № 53-ФЗ).
Как отмечали разработчики законопроекта, который лег в основу Закона № 53-ФЗ, понятия "русский язык" и "русский язык как государственный язык Российской Федерации" не тождественны. "Назначение русского языка как государственного языка РФ состоит в том, чтобы осуществлялся обмен информацией между гражданами страны во всех областях общественной деятельности", – подчеркивали авторы инициативы.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона № 53-ФЗ статус русского языка как государственного языка РФ предусматривает обязательность его использования в определенных законодательством сферах, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан РФ на пользование государственным языком.
Сферы обязательного использования государственного языка РФ
Законом № 53-ФЗ определены 12 конкретных сфер обязательного применения государственного языка России, включая его использование:
- в деятельности органов власти всех уровней и организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства;
- в наименованиях указанных органов и организаций;
- при подготовке и проведении выборов и референдумов;
- во всех видах судопроизводства и в делопроизводстве в судах, у мировых судей;
- при официальном опубликовании международных договоров РФ, а также законов и иных НПА;
- во взаимоотношениях органов власти, организаций и граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, общественных объединений;
- при написании наименований географических объектов, нанесении надписей на дорожные знаки;
- при оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, изготовлении бланков свидетельств о госрегистрации актов гражданского состояния, оформлении документов об образовании и квалификации, а также других документов, оформление которых предусмотрено на государственном языке РФ, при оформлении адресов на пересылаемых по России телеграммах и почтовых отправлениях, почтовых переводов денежных средств;
- в продукции СМИ;
- при показах фильмов в кинозалах;
- при проведении театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий;
- в рекламе (п. 1-10 ч. 1 ст. 3 Закона № 53-ФЗ).
Отметим, указанный перечень не является исчерпывающим – законом предусмотрена возможность использования русского языка и в иных определенных федеральными законами сферах (п. 11 ч. 1 ст. 3 Закона № 53-ФЗ). В частности, в нормативных правовых актах упоминается о (об): обязательности использования русского языка на информации, сопровождающей алкогольную продукцию, находящуюся в розничной продаже на территории России (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ); праве пользователей на обслуживание и получение документов на русском языке в государственных и муниципальных библиотеках (п. 5 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ); необходимости доведения до сведения потребителей информации в наглядной и доступной форме на русском языке об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (п. 2 ст. 8 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I); применении русского языка как языка общения, используемого в деятельности организаций и ИП, работающих на железнодорожном транспорте (ст. 28 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ) и т. д.
При этом, если в перечисленных сферах наряду с русским используется государственный язык республик в составе РФ или другие языки народов России или иностранный язык, то тексты на русском языке и других указанных языках должны быть идентичными по содержанию, техническому оформлению и выполнены разборчиво, равно как и звуковая информация (включая аудио- и аудиовизуальные материалы, теле- и радиопрограммы) – идентична по содержанию, звучанию и способам передачи. Это не касается только фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания, а также теле- и радиопрограмм, аудио- и аудиовизуальных материалов, печатных изданий, предназначенных для обучения государственным языкам республик, находящихся в составе РФ, другим языкам народов России или иностранным языкам (ч. 2-3 ст. 3 Закона № 53-ФЗ).
Права граждан РФ на пользование государственным языком
Законом предусмотрено обеспечение права граждан РФ на пользование государственным языком РФ, которое предполагает:
- получение образования на русском языке в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- получение информации на русском языке в органах власти и организациях всех форм собственности;
- получение информации на русском языке через общероссийские, региональные и муниципальные СМИ, за исключением СМИ, учрежденных специально для осуществления теле- или радиовещания либо издания печатной продукции на государственных языках республик, находящихся в составе России, других языках народов РФ или иностранных языках (ч. 1 ст. 5 Закона № 53-ФЗ).
Примечательно, что в первоначальном тексте законопроекта, впоследствии ставшего Законом № 53-ФЗ, в числе гарантий прав граждан на использование русского языка как государственного при реализации и защите их прав и законных интересов дополнительно предусматривалось соблюдение государственных, общественных и частных интересов граждан при использовании русского языка как государственного. Но в процессе доработки документа вышла его новая редакция, составленная согласительной комиссией, в которой перечень гарантий прав граждан на использование русского языка был скорректирован.
Зато неизменной осталась гарантия обеспечения лицам, не владеющим государственным языком РФ, права на пользование услугами переводчиков при реализации и защите их прав и законных интересов на территории России в случаях, предусмотренных федеральными законами. Например, при участии в гражданском, уголовном, арбитражном процессах, в производстве по делу об административном правонарушении или в исполнительном производстве, при участии в действиях по осуществлению налогового контроля (переводчик в данном случае привлекается на договорной основе) и т. п.
Не следует забывать и о том, что язык, так же, как пол, раса, национальность, имущественное и должностное положение, место жительства, отношение к религии и т. д., не должен являться дискриминационным признаком в части обеспечения госгарантий равенства прав и свобод человека и гражданина. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан, в том числе по признаку языковой принадлежности (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ).
Запрет мата
Закон № 53-ФЗ прямо запрещает при применении русского языка как государственного использовать слова и выражения, не соответствующие нормам современного русского литературного языка, в том числе нецензурную брань. Исключение сделано только для иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
Запрет на употребление мата прямо указан в ряде законов. В частности, на федеральном уровне имеются нормы о:
- недопустимости использования СМИ для распространения материалов, содержащих нецензурную брань (ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I);
- праве госоргана, органа местного самоуправления или должностного лица при получении письменного обращения, содержащего нецензурные или оскорбительные выражения, оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину о недопустимости злоупотребления правом (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ);
- праве финансового уполномоченного не рассматривать обращения, содержащие нецензурную брань (п. 11 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ);
- запрете распространения среди детей информации, содержащей мат (подп. 6 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ);
- невозможности признания фильма, содержащего нецензурную брань, национальным и запрет на его прокат и показ на территории России, поскольку использование мата препятствует получению прокатного удостоверения (ст. 4, абз. 5 ст. 5.1 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ) и т. д.
В Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" тоже имеются положения, ограничивающие употребление нецензурной брани. Так, владельцам аудиовизуальных сервисов предписано не допускать использование сайта или страниц сайта в Интернете, информационной системы или программы для ЭВМ, которые используются для формирования или организации платного распространения в Интернете совокупности аудиовизуальных произведений, доступ к которым в течение суток составляет более 100 тыс. пользователей, в целях распространения материалов, содержащих нецензурную брань. Аналогичный запрет установлен для новостных агрегаторов с посещаемостью более 1 млн человек в сутки.
С начала февраля заработала и поправка, обязывающая владельцев социальных сетей, доступ к которым в течение суток составляет более 500 тыс. российских пользователей, следить за тем, чтобы соцсеть не использовалась для распространения материалов, содержащих нецензурную брань (ч. 1 ст. 10.6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ). А с 1 июля 2021 года начнет действовать норма, не допускающая применение нецензурных выражений в жалобе на решения контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц (ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").
Ответственность за нарушение законодательства о государственном языке РФ
Несмотря на имеющиеся указания об ответственности в целом за нарушение Закона № 53-ФЗ, а также за принятие федеральных и региональных законов и иных нормативных правовых актов, направленных на ограничение использования русского языка как государственного языка РФ, иные действия и нарушения, препятствующие осуществлению права граждан на пользование русским языком, специальных норм о такой ответственности российское законодательство не содержит. В КоАП и Уголовном кодексе имеются только санкции за использование нецензурной брани.
Так, предусмотрены административные наказания за:
- организацию публичного исполнения произведения литературы, искусства или народного творчества, содержащего нецензурную брань, посредством проведения театрально-зрелищного, культурно-просветительного или зрелищно-развлекательного мероприятия – ст. 6.26 КоАП РФ (такое деяние предполагает штраф для граждан в размере 2-2,5 тыс. руб., для должностных лиц – 4-5 тыс. руб., для юрлиц – 40-50 тыс. руб., а в случае повторного совершения – в размере 2,5-5 тыс. руб. для граждан, 5-20 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от шести месяцев до года для должностных лиц, 5-20 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, 50-100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток для юрлиц);
- распространение экземпляров аудиовизуальной продукции и фонограмм на любых видах носителей, экземпляров печатной продукции (за исключением продукции СМИ), содержащих нецензурную брань, без специальной упаковки и текстового предупреждения "содержит нецензурную брань" – ст. 6.27 КоАП РФ (предусмотрены штрафы для граждан в сумме 2-2,5 тыс. руб., для должностных лиц – 4-5 тыс. руб., для юрлиц – 40-50 тыс. руб. и санкции за повторное совершение административного правонарушения, аналогичные тем, что применяются за организацию театрально-зрелищного, культурно-просветительного или зрелищно-развлекательного мероприятия, содержащих нецензурную брань);
- изготовление или распространение продукции СМИ, содержащей нецензурную брань, – ч. 3 ст. 13.21 КоАП РФ (влечет штраф на граждан в размере 2-3 тыс. руб., на должностных лиц – 5-20 тыс. руб., на юрлиц – 20-200 тыс. руб. и предусматривает дополнительную санкцию в виде конфискации предмета административного правонарушения для всех нарушителей).
В свою очередь, нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, в том числе сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, расценивается как мелкое хулиганство, влекущее наложение штрафа в размере от 500 руб. до 1 тыс. руб. или административный арест на срок до 15 суток (ст. 20.1 КоАП РФ).
Также указания на язык имеются в нормах о дискриминации и возбуждении ненависти либо вражды, а равно унижении человеческого достоинства по дискриминационным признакам, в том числе по признаку языка – причем наказания за эти деяния предусмотрены как в КоАП РФ (ст. 5.62, ст. 20.3.1 КоАП РФ), так и в Уголовном кодексе (ст. 136, ст. 282 УК РФ).
***
Заведующий отделом "Музей-квартира Ф.М. Достоевского" Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля Павел Фокин на состоявшемся вчера мероприятии, приуроченном к Международному дню родного языка, сравнил русский язык с воздухом, без которого невозможна жизнь. "Есть такие явления, которые невидимы, но без них жизнь невозможна. Например, воздух, которым мы дышим, но его не видим, соль, которую мы добавляем в пищу, но тоже не видим. Русский язык в России – тот самый воздух, та самая соль, которые Россию питают и создают ее целостность", – отметил он.
Язык является неотъемлемой составляющей в процессе формирования личности каждого гражданина России и в укреплении межнационального единства в стране. Поэтому государство принимает целый комплекс мер по защите и поддержке государственного языка – начиная от разработки и утверждения нормативных правовых актов и целевых программ, направленных на защиту и поддержку государственного языка, содействие его изучению за пределами РФ и осуществление господдержки издания словарей и грамматик русского языка и заканчивая контролем соблюдения законодательства РФ о государственном языке, в том числе использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, путем организации проведения независимой экспертизы.