Новости и аналитика Новости Дайджест разъяснений Минфина России по вопросам внутреннего финансового контроля за IV квартал 2020 года

Дайджест разъяснений Минфина России по вопросам внутреннего финансового контроля за IV квартал 2020 года

Дайджест разъяснений Минфина России по вопросам внутреннего финансового контроля за IV квартал 2020 года
boggy22 / Depositphotos.com

С 1 июля текущего года органы финнадзора осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с федеральными стандартами ВФК. На сегодняшний день, напомним, внедрено семь таких стандартов. В Минфин России всегда поступало много вопросов по тематике ВФК, а в первые месяцы проведения контрольных мероприятий по стандартизированным правилам их стало еще больше. Разъяснения по ситуациям, рассмотренным ведомством в июле-сентябре 2020 года, читайте здесь.

В нашем нынешнем дайджесте – краткий обзор писем Минфина России по вопросам ВФК, поступившим в октябре-декабре 2020 года:

1

Согласно положениям Закона № 44-ФЗ органами ВФК осуществляется контроль, в том числе в отношении определения и обоснования начальной/ максимальной цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем, начальной цены единицы товара, работы, услуги (Письмо Минфина России от 14 октября 2020 г. № 02-09-09/90036).

Летом 2020 года в ст. 306.1 Бюджетного кодекса внесены изменения: из установленного перечня бюджетных нарушений исключены нарушения законодательства в части планирования, обоснования закупок товаров, работ, услуг. Нарушение требований к определению и обоснованию цены контракта не влечет за собою нецелевое использование бюджетных средств, но может повлечь за собой причинение ущерба публично-правовому образованию. Тогда орган ВФК направляет объекту контроля предписание с требованием о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.

2

В связи с отменой такого метода осуществления ВФК как санкционирование операций, из органов ВФК исключены финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Контрольная деятельность ведется Федеральным казначейством, органами власти субъектов РФ и органами местных администраций. При этом ВФК может осуществляться как отдельным органом власти субъекта РФ/ муниципального образования, так и его структурным подразделением, на которое возложены соответствующие полномочия (Письмо Минфина России от 15 октября 2020 г. № 02-09-07/90306).

3

Муниципальные органы ВФК, установившие в ходе контрольного мероприятия нарушения в части использования бюджетных средств, за совершение которых могут быть применены бюджетные меры принуждения, по мнению Минфина России, должны направить информацию об указанных нарушениях в орган государственного финансового контроля (Письмо Минфина России от 16 октября 2020 г. № 02-09-07/90568).

4

Срок направления объекту контроля копии приказа/ распоряжения органа ВФК о назначении контрольного мероприятия составляет 24 часа до даты начала контрольного мероприятия. Соответственно, если контрольное мероприятие начинается, например, 07 октября 2020 г., то копия приказа/ распоряжения должна быть направлена не позднее 05 октября 2020 г. включительно. Если указывается конкретное время начала контрольного мероприятия, например, 14:30 час. 07 октября 2020 г., то копия указанного приказа/распоряжения направляется объекту контроля не позднее 14:30 час 6 октября 2020 г. (Письмо Минфина России от 22 октября 2020 г. № 02-09-09/92144).

5

В настоящее время предусмотрены следующие механизмы для осуществления контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств:

  • финансовые органы осуществляют внутренний финконтроль, проверяя соблюдение принципа адресности и целевого характера бюджетных средств при исполнении бюджета по расходам на этапе санкционирования оплаты денежных обязательств. Кроме того, в части исполнения федерального бюджета в случаях, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, территориальные органы Казначейства осуществляют казначейское сопровождение средств;
  • Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы осуществляют внешний финконтроль;
  • информация о результатах работы органов финансового контроля размещается на официальных сайтах Счетной палаты (http://audit.gov.ru/) и Федерального казначейства (http://www.roskazna.ru/), а также официальных сайтах органов госфинконтроля субъектов РФ и муниципальных образований;
  • в целях обеспечения открытости и доступности для граждан и организаций информации о бюджетной системе РФ создана и продолжает развиваться государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет" (Письмо Минфина России от 10 ноября 2020 г. № 02-09-09/97925).
6

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса органы ВФК направляют копии представлений и предписаний:

  • ГАБС;
  • органам-учредителям;
  • иным органам и организациям.

Стандарт "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" предусматривает, что орган ВФК одновременно с направлением объекту контроля представления, предписания направляет их копии:

7

Стандарт "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" предусматривает,что неисполнение объектом ВФК предписаний органов ВФК о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с исковым заявлением о возмещении ущерба (Письмо Минфина России от 11 ноября 2020 г. № 02-09-09/98212Письмо Минфина России от 20 ноября 2020 г. № 02-09-09/101397Письмо Минфина России от 30 ноября 2020 г. № 02-09-09/104367).

8

Стандарт "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" устанавливает порядок и сроки направления органами контроля представлений и предписаний, а также порядок их обжалования:

  • в досудебном порядке – в соответствии со Стандартом "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц";
  • в судебном порядке по правилам, установленным законодательством (Письмо Минфина России от 23 ноября 2020 г. № 02-09-09/102530).
9

Минфином России разработаны поправки в отдельные стандарты внутреннего государственного/ муниципального финансового контроля, обусловленные анализом правоприменительной практики. Кроме того, ведомством создана Рабочая группа по вопросам совершенствования методологии осуществления ВФК, в состав которой входят представители органов контроля – органы исполнительной власти субъектов РФ (Письмо Минфина России от 23 ноября 2020 г. № 02-09-07/101929).

10

Стандарт "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" устанавливает порядок информирования объекта ВФК о принятых решениях.

Акт проверки, возражения объекта контроля на акт проверки, а также иные материалы подлежат рассмотрению руководителем органа контроля или его заместителем, который принимается решение о наличии или об отсутствии оснований:

  • для направления представления / предписания объекту контроля;
  • для направления информации в правоохранительные органы, органы прокуратуры и иные госорганы;
  • для назначения внеплановой выездной проверки (повторной) (Письмо Минфина России от 24 ноября 2020 г. № 02-09-09/102655).

Конкретный порядок рассмотрения акта, заключения и иных материалов проверки может быть установлен ведомственным стандартом органа контроля.

11

Поскольку понятие "неэффективное расходование бюджетных средств" законом не определено, то в целях определения эффективности следует руководствоваться правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения и содержащими порядок или методику оценки эффективности расходования средств бюджета. При этом в случае если объект ВФК несогласен с предписанием органа ВФК, он вправе обжаловать предписание (Письмо Минфина России от 26 ноября 2020 г. № 02-09-07/103225).

12

Стандартом "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов" установлено право объектов контроля на обжалование акта (заключения), составляемого по результатам контрольного мероприятия, в течение 15 рабочих дней со дня его получения,путем предоставления письменных замечаний, возражений, пояснений (Письмо Минфина России от 27 ноября 2020 г. № 02-09-09/103987).

13

В силу положений Стандарта "Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" если руководитель органа ВФК принимает управленческие решения, касающиеся исполнения бюджета, финансово-хозяйственной жизни органа контроля, а также деятельности по осуществлению ВФК, то он не может являться объектом ВФК. вместе с тем он имеет право организовывать независимые экспертизы, необходимые для проведения контрольных мероприятий. При этом специалисты-эксперты привлекаются в рамках контрольных мероприятий только для проведения экспертиз, по результатам которых составляют экспертное заключение, прилагаемое к акту, и соответственно не могут быть привлечены для осуществления ВФК на постоянной основе под руководством руководителя органа ВФК (Письмо Минфина России от 3 декабря 2020 г. № 02-09-07/106844).

14

Включение органами контроля требования о проведении объектом контроля – казенным учреждением экспертизы, по результатам проведения которой будут приняты меры по устранению выявленных нарушений и недостатков и/или возмещению причиненного вреда, неправомерно, так как отсутствие средств на проведение экспертизы в бюджетной смете может привести к возникновению рисков признания такого расхода нецелевым (Письмо Минфина России от 9 декабря 2020 г. № 02-09-07/107827).

15

Согласно требованиям Стандарта "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", Казначейство, как орган внутреннего контроля, в порядке, установленном ведомственным стандартом, направляет представления/предписания объекту контроля, а копии указанных документов – учредителю. При этом взаимодействие территориальных казначейских органов с органами исполнительной власти и иными ГРБС по доведению представлений/предписаний и их копий, осуществляемое через центральный аппарат Федерального казначейства, не противоречит требованиям Стандарта (Письмо Минфина России от 09 декабря 2020 г. № 02-09-06/1/107705).

16

 

16.1. Порядок и сроки рассмотрения органами ВФК обращений граждан, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, не связанных с исполнением ими полномочий по внутреннему финансовому контролю, регулируются положениями Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" о порядке рассмотрения обращений граждан.

16.2. В соответствии с положениями БК РФ, органы ВФК уполномочены осуществлять в отношении объектов контроля как предварительный, так и последующий контроль (Письмо Минфина России от 18 декабря 2020 г. № 02-09-09/112251).

17

В соответствии с со Стандартом "Права и обязанности должностных лиц. при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" должностные лица органа ВФК имеют право назначать экспертизы, необходимые для проведения контрольных мероприятий с привлечением независимых экспертов, специалистов иных государственных органов, специалистов учреждений, подведомственных органу контроля. При этом необходимо проверить наличие у привлеченных лиц специальных знаний, опыта и квалификации и пр. В случае отсутствия одного из необходимых условий, должностные лица органа ВФК не вправе допускать такого специалиста к участию в контрольном мероприятии (Письмо Минфина России от 25 декабря 2020 г. № 02-09-07/114330).

18

По мнению Минфина России, в случае выявления нарушений по результатам встречных проверок органами ВФК представления и предписания объектам встречных проверок не направляются (Письмо Минфина России от 29 декабря 2020 г. № 02-09-07/116174).

Встречные проверки проводятся в целях установления и/или подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля. В этой связи вопросы, не связанные с предметом камеральных проверок или выездных ревизий, в рамках которых проводятся встречные проверки, не относятся к компетенции органов ВФК.

В случае выявления в ходе проведения встречных проверок нарушений, связанных с деятельностью объекта контроля, орган ВФК направляет объекту контроля представление и/или предписание, содержащие требования об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий, а также о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию, в том числе путем проведения претензионной работы в отношении объекта встречной проверки.

19

Органами ВФК финансовый контроль может осуществляться как в отношении средств бюджета, т.е. ГРБС, предоставляющего субсидию, так и в отношении средств, предоставленных из бюджета, т.е. получателей субсидий, в т.ч. бюджетных и автономных учреждений.

В этой связи органу ВФК при организации контрольного мероприятия, в том числе в части определения объектов контроля, необходимо учитывать положения правовых актов, являющихся основанием для предоставления средств бюджетов, в том числе в части соблюдения положений соглашений о предоставлении указанных средств (Письмо Минфина России от 31 декабря 2020 г. № 02-09-09/116795).

20

Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности органов ВФК, предусматривающие в том числе форму отчета о результатах контрольной деятельности, а также порядок его представления и опубликования, установлены Стандартом "Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности". Отчет о результатах контрольной деятельности органа ВФК и пояснительная записка к нему представляются вышестоящему органы ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным, на бумажном носителе и/или в электронной форме.

В случаях, предусмотренных федеральными стандартами, органы ВФК могут издавать ведомственные правовые акты/стандарты, обеспечивающие осуществление полномочий по внутреннему государственному/ муниципальному финансовому контролю, однако возможность определения таким ведомственным актом должностного лица, которому представляется Отчет, не предусмотрена (Письмо Минфина России от 31 декабря 2020 г. № 02-09-07/116837).

Документы по теме:

Читайте также: