Из каких средств школа должна платить зарплату бухгалтеру: очередное дело о "нецелевке"
FreerLaw / Depositphotos.com |
Областной Минфин России провел финансовую проверку использования средств субвенции, выделенной из регионального бюджета муниципальному образованию на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального, основного, среднего общего и дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях района. За счет этой субсидии образовательным учреждениям были предоставлены субсидии на выполнение муниципального задания.
В одной из школ ревизоры установили факт нецелевого использования средств субвенции в размере более 800 тысяч рублей, 95 тысяч из которых – стоимость сопровождения программ для ведения бухучета и отправки отчетности, а немногим более 700 тысяч – зарплата главного бухгалтера. Проверяющие рассуждали так: главный бухгалтер – должность, не относящаяся ни к руководителям, ни к педагогическим работникам, ни к учебно-вспомогательному персоналу, оплата труда которых предусмотрена указанной субсидией. А оплата сопровождения программного обеспечения, используемого в целях обеспечения работы бухгалтерии, тоже не связана с реализацией общеобразовательных программ. Всю сумму "нецелевки" потребовали вернуть в бюджет.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Учреждение обратилось в суд и вполне успешно: на трех этапах судебных слушаний судьи были на его стороне. Обеспечение госгарантий на получение бесплатного общего образования – это полномочие региональных властей, реализуемое посредством предоставления субвенций. В полномочиях же муниципалитетов – организация образовательного процесса в соответствии с федеральными образовательными стандартами. И эти стандарты обязывают школу наряду с педагогами укомплектовать штат иными работниками. То же гласит и Закон об образовании: учреждения могут предусматриваться должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции. При этом к последним относятся в том числе замдиректора по безопасности, бухгалтер, уборщик, программист, специалист по кадрам, выполняющие функции, связанные непосредственно с реализацией образовательных программ, поскольку указанные должности участвуют в образовательном процессе, и на оплату их труда субъект РФ обязан предоставить местным бюджетам субвенцию. Поэтому Утверждение контролирующего органа о том, что оплата труда персонала, непосредственно не принимающего участие в оказании образовательной услуги, не может быть профинансирована за счет средств субвенции, является ошибочным и безосновательным.
Что касается расходов на сопровождение бухгалтерских программ, то и здесь следует исходить из требований образовательных стандартов, по которым условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать возможность эффективного управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Следовательно, средства субвенции правомерно направлены учреждением на оплату труда главного бухгалтера и на оплату услуг по информационно-технологическому сопровождению программного обеспечения.
Верховный Суд РФ полностью согласился с выводами коллег из нижестоящих судов и отказал в пересмотре дела (Определение Верховного Суда РФ от 21 января 2021 г. № 303-ЭС20-21769).