Новости и аналитика Новости СПЧ обсудил планы по реализации поручений президента на 2021 год

СПЧ обсудил планы по реализации поручений президента на 2021 год

СПЧ обсудил планы по реализации поручений президента на 2021 год
Jly19 / Depositphotos.com

10 декабря прошлого года состоялась встреча Президента РФ Владимира Путина с членами СПЧ, по итогам которого 1 февраля был утвержден перечень поручений1.

Список содержит 15 поручений, среди которых:

  • подготовка и предоставление предложений по установлению дополнительных требований к зарубежным ИТ-компаниям;
  • обеспечение соблюдения прав журналистов;
  • обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина в цифровом пространстве;
  • обеспечение соблюдения порядка посещения учреждений уголовно-исполнительной системы в связи с угрозой распространения COVID-19;
  • разработка механизма финансирования деятельности общественных наблюдательных комиссий;
  • анализ практики применения ст. 280 Уголовного кодекса ("Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности") и рассмотрение вопроса о возможности введения административной преюдиции;
  • рассмотрение предложения по совершенствованию системы дистанционного образования;
  • рассмотрение вопроса о целесообразности создания российского суда по правам человека.


Председатель СПЧ Валерий Фадеев на состоявшейся 2 февраля пресс-конференции обозначил, что помимо традиционных для поручений тем (например, вопросы в отношении функционирования судебной системы), появляются новые. Так, например, в этом году впервые поднимается тема цифровых прав и цифровой безопасности. Поручение о подготовке и представления требований к зарубежным компаниям сферы информационных технологий относится в первую очередь к вопросу упорядочивания деятельности иностранных онлайн-платформ, пояснил член СПЧ Игорь Ашманов. По словам эксперта, основной вопрос касается налаживания четкого налогового режима для названных субъектов, а также установления ответственности онлайн-платформ. Член СПЧ предположил, что соответствующие преобразования следует начинать с корректировки законодательства, а исполнение предписаний будет поручено Роскомнадзору.

Еще одним важным поручением, относящемся к области защиты цифровых прав, является разработка проектов концепции обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в цифровом пространстве РФ и плана мероприятий ("дорожной карты") по ее реализации. По задумке СПЧ "дорожная карта" должна включать в себя мероприятия по повышению цифровой грамотности граждан РФ и их обучению навыкам информационной безопасности и "цифровой гигиены". При этом обозначение того, что входит в определение понятия "цифровое пространство РФ" не приводится. По словам Игоря Ашманова, несмотря на наличие "цифровых законов", большинство процессов цифровизации происходит в "серой зоне", в связи с чем вызвана необходимость дополнительного регулирования и контроля исполнения закона по рассматриваемому вопросу.

Особое внимание эксперт уделил вопросу защиты персональных данных в цифровом пространстве, отметив, что основная проблема заключается в отсутствии у регулятора (в том числе, у Роскомнадзора) средств для проверки исполнения закона. Например, предусмотренная обязанность Роскомнадзора по проверке наличия необходимых документов (например, согласия на обработку персональных данных) не позволяет оценить реальную ситуацию с оборотом данных. При этом необходимых средств для такой оценки на данный момент нет. Как отмечает эксперт, внедрение новых инструментов регулирования деятельности ИТ-компаний неизбежно сталкивает интересы двух групп общества: непосредственно компаний и граждан-пользователей. В связи с этим Игорь Ашманов предположил, что обсуждение насущных вопросов внутри рабочей группы, состоящей из представителей всех заинтересованных сторон, даст наиболее оптимальный результат.

Также он отдельно обратил внимание на то, что СПЧ в первую очередь заинтересован в защите прав граждан. По словам эксперта, повсеместное использование цифровых технологий не может быть единственным возможным вариантом для пользователей, работа в цифровом мире должна быть представлена как один из вариантов взаимодействия граждан с бизнесом и государством. Иными словами, гражданин должен иметь возможность при желании отказаться от использования цифровых технологий. При этом для отдельных случаев взаимодействия государственных структур и бизнеса тотальная цифровизация не допустима. Так, например, по мнению члена СПЧ, принятие юридически важных решений искусственным интеллектом в полной мере осуществлена быть не может.

Важную роль в списке поручений занимает обеспечение соблюдения закона в отношении работников СМИ. Член СПЧ Павел Гусев установил, что ситуацию с соблюдением закона в отношении журналистов (в особенности, в регионах) нельзя назвать благополучной. В первую очередь это наблюдается в контексте взаимодействия государственных структур и работников средств массовой информации в отношении небольших медийных структур. Примером выступает прямое нарушение Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I "О средствах массовой информации", когда журналистам ограничивают доступ в здания, где проводятся мероприятия, или применяется сила в отношении сотрудников в желтых жилетах – знак идентификации сотрудника СМИ. В соответствии с этим деятельность по реализации предложенного поручения представляется необходимой.

Пандемия COVID-19 обострила вопрос соблюдения порядка посещения учреждений уголовно-исполнительной системы. Ева Меркачева, член СПЧ, выделила два основных момента, на которые следует обратить внимание: решение вопросов доступа правозащитников в исправительные учреждения для оценки условий заключенных и оплаты для них транспорта для передвижения к данным учреждениям. Эксперт выразила надежду на то, что исполнение поручения повлияет на формирование механизма финансирования необходимых затрат. В целом эксперт положительно оценила список вопросов в отношении сферы уголовного права. Так, вопрос о возможности введения административной преюдиции для статьи о публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ) позволит избежать "груз" уголовной ответственности для подростков, нарушающих закон впервые. Поручение Генеральному прокурору о проверке фактов давления следствия (запрет на осуществление заключенными звонков, непредоставление им необходимой медицинской помощи и т.д.), которые были подготовлены в докладе СПЧ, может позволить избавиться от данной динамики впоследствии, уверена Ева Меркачева.

Целесообразность создания российского суда по правам человека была обусловлена возможностью усиления гарантии защиты прав человека в России, однако конкретика по данному вопросу не приводится. При этом основным вопросом создания и функционирования такого суда является возможность его встраивания в судебную систему России, а также его соотношения с Конституционным судом РФ, считает Валерий Фадеев.

_____________________________

1 С полным перечнем поручений по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека можно ознакомиться на официальном сайте Президента России.

Документы по теме:

Читайте также: