Дайджест разъяснений Минфина России по бухгалтерской и бюджетной отчетности: осень-зима 2020
AndreyPopov / Depositphotos.com |
Сейчас у бухгалтеров горячая пора - полным ходом идет подготовка годовой отчетности. Вопросы, связанные с составлением отчетных форм, возникают как у учреждений, так и у органов, формирующих сводную отчетность. В помощь тем и другим – подборка ответов финансового ведомства по вопросам, касающимся составления самых разных форм бухгалтерской и бюджетной отчетности. Первый выпуск дайджеста данной тематики включал в себя письма Минфина России за январь-август 2020 года. На этот раз в него вошли разъяснения министерства, поступившие в сентябре – декабре:
Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125)
Для консолидации взаимосвязанных показателей по операциям начисления расчетов по восстановленным/ возвращенным остаткам МБТ прошлых лет (при восстановлении расходов, произведенных по предоставленным до 1 января 2019 года межбюджетным трансфертам) предусмотрено составление Справки (ф. 0503125) по счету 1 401 10 151 "Доходы от поступлений текущего характера от других бюджетов...".
Для составления консолидированной бюджетной отчетности операции по перечислению восстановленных остатков целевых МБТ прошлых лет (предоставленных до 1 января 2019 года межбюджетным трансфертам) отражаются в Справке (ф. 0503125) по коду счета 1 205 51 561 администратором доходов, получившим трансферт. С учетом того, что операции по начислению расчетов по восстановленным остаткам и по перечислению/возврату восстановленных остатков МБТ осуществляются в пределах одного финансового года, дебетовые и кредитовые остатки по счету 1 205 51 000 по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, по указанным операциям не образуются (Письмо Минфина России от 27 августа 2020 г. № 02-06-10/75413, Письмо Минфина России от 28 октября 2020 г. № 02-06-10/93926).
Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127)
В случае выполнения субъектом бюджетной отчетности нескольких бюджетных полномочий при исполнении бюджета – получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицитов бюджетов –, он формирует единый комплект бюджетной отчетности по совокупности выполняемых им полномочий. Формирование органом, осуществляющим полномочия по отражению доходов как администратор доходов и полномочия по отражению распределенной части доходов (финансовым органом как администратором доходов), отдельных Отчетов (ф. 0503127) по показателям распределенной части доходов не предусмотрено (Письмо Минфина России от 20 ноября 2020 г. № 02-06-10/101747).
Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.ф. 0503169, 0503769)
Под просроченной дебиторской/ кредиторской задолженностью понимается неисполненная задолженность при наступлении даты ее исполнения на соответствующую отчетную дату. При заполнении граф 7 и 8 раздела 2 Сведений указываются код и пояснения причин образования, установленных финансовым органом и доведенных письмом Минфина России и Казначейства.
Сумма признанного дохода, по которому выявлена дебиторская задолженность, не исполненная должником/плательщиком в срок и не соответствующая критериям признания актива, является сомнительной задолженностью. Такая задолженность корректируется с формированием резерва по сомнительной задолженности и подлежит учету субъектом учета на забалансовом счете 04 "Сомнительная задолженность" (Письмо Минфина России от 30 октября 2020 г. № 02-06-09/94759).
Отчет об исполнении учреждением плана
его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737)
Отчет о движении денежных средств (ф. 0503723)
Поступление средств от реализации сувенирной продукции, осуществляемой на основании договора комиссии, не является доходами учреждения. В Отчете (ф. 0503737) указанные денежные потоки следует отражать в соответствующем разделе 3 "Источники финансирования дефицита средств учреждения", в Отчете (ф. 0503723) ) – в разделе 3 "Изменение остатков средств" (Письмо Минфина России от 14 сентября 2020 г. № 02-06-10/80922).
Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф.ф. 0503173, 0503773)
- При отсутствии надлежаще оформленных первичных учетных документов бухгалтерия не имеет правовых оснований для принятия к учету обязательств и признания актива. Непередача или несвоевременная передача первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета порождает ошибки при ведении бухгалтерского учета и ведет к искажению показателей бюджетной/ бухгалтерской отчетности (Письмо Минфина России от 31 июля 2020 г. № 02-07-10/67474).
При выявлении ошибки, связанной с несвоевременным получением первичного документа, информация об изменении показателей активов, обязательств, финансового результата в связи с исправлением ошибок прошлого года подлежит раскрытию в Сведениях об изменениях остатков валюты баланса (ф.ф. 0503173, 0503773). Раскрытие информации о произведенных корректирующих бухгалтерских записях по выявленным ошибкам прошлого (2019) года осуществляется в Сведениях (ф.ф. 0503173, 0503773) за 2020 год, отчетность за 2019 год корректировки не требует.
- В Сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф.ф. 0503173, 0503773) отражаются обобщенные за отчетный период данные об изменении показателей на начало отчетного периода вступительного баланса, в том числе по причине исправления ошибок прошлых лет. Составление и представление Сведений в случае исправления в течение финансового года ошибок прошлых лет в части ведения учета или пересчетом показателей отчетности в связи с выявленными ошибками порядка составления отчетности осуществляется в течение отчетного периода на нерегулярной основе посредством информирования учредителя (Письмо Минфина России от 14 сентября 2020 г. № 02-06-10/80738).
Пояснительная записка (ф.ф. 0503160, 0503760)
Если формой отчета в виде табличного документа не предусмотрено раскрытие отдельных (детализированных) показателей, то в соответствии с положениями Инструкции № 191, исходя из принципа существенности, то в текстовую часть Пояснительной записки включается иная информация, оказавшая существенное влияние и характеризующая результаты деятельности и показатели бухгалтерской отчетности учреждения за отчетный период, не нашедшая отражения в таблицах и приложениях. Вместе с тем, финансовый орган в рамках исполняемых им бюджетных полномочий вправе установить дополнительные формы отчетности для их представления в составе месячной, квартальной, годовой бюджетной отчетности, а также порядок их составления и представления (Письмо Минфина России от 30 октября 2020 г. № 02-06-10/95127).
Сведения (ф. 0503161), Сведения (ф. 0503174), Сведения (ф. 0503164),
Пояснительная записка (ф. 0501088)
Внесение изменений в Сведения о количестве подведомственных участников бюджетного процесса, учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий (ф. 0503161) в части МУП/ГУП допустимо при условии синхронизации данных о количестве унитарных предприятий в Сведениях (ф. 0503161) и Сведениях о доходах бюджета от перечисления части прибыли (дивидендов) государственных (муниципальных) унитарных предприятий, иных организаций с государственным участием в капитале (ф. 0503174) (Письмо Минфина России от 29 сентября 2020 г. № 02-06-09/85031).
Напомним, с отчетности за 2020 год Сведения (ф. 0503161) не составляются и не представляются.
Инструкция № 191н, не содержит требования об идентичности причин отклонения от планового процента, указанных в разделе 1 "Доходы бюджета" Сведений об исполнении бюджета (ф. 0503164), причинам отклонения, указанным в Пояснительной записке к прогнозу кассовых поступлений по доходам федерального бюджета на текущий финансовый год (ф. 0501088).
Общие вопросы по составлению, представлению и публикации отчетности
- Состав публично раскрываемых показателей бухгалтерской отчетности установлен положениями Стандарта "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности". В то же время согласно Закону № 7-ФЗ о некоммерческих организациях на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях https://bus.gov.ru/ подлежит размещению годовая бухгалтерская отчетность учреждения. Таким образом, предметы регулирования Стандарта "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности" и Закона № 7-ФЗ не полностью идентичны, но в то же время имеют схожие положения по отдельным вопросам регулирования правовых отношений. В целях публичного раскрытия показателей бухгалтерской отчетности, по мнению Минфина России, следует руководствоваться составом форм, включаемых в годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с положениями Инструкции № 33н (Письмо Минфина России от 5 августа 2020 г. № 02-06-05/68642).
- Инструкцией № 191н установлена обязанность субъекта бюджетной отчетности в кодовой зоне отчетов после реквизита "дата" указывать код субъекта бюджетной отчетности: ПБС; АД, ГРБС, ГлАД. Кроме того, порядок составления бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета финансовым органом определен разделом III Инструкции № 191н. Формам бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета присвоены самостоятельные коды по ОКУД. Определение степени обобщения отчетности осуществляется по совокупности признаков, содержащихся в заголовочной части (кодовой зоне) отчета (Письмо Минфина России от 21 октября 2020 г. № 02-06-05/91983).