Неисполнение предписаний Роспотребнадзора в 2020 году квалифицируется не по ч. 1 ст. 19.5, а по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ
marketing.lasers@ya.ru/ Depositphotos.com |
В период угрозы заражения COVID-19 наказание за неисполнение "санитарного" предписания Роспотребнадзора назначается не по ч. 1 ст. 19.5 КоАП (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства), а по ч. 2 ст. 6.3 кодекса (невыполнение в установленный срок выданного в период угрозы распространения COVID-19 предписания (постановления, требования) Роспотребнадзора о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий).
В частности, на это указал Третий КСОЮ, прекращая дело (за отсутствием состава правонарушения) в отношении пациентки, отказавшейся лечь в "коронавирусный" стационар: по возвращении из неблагополучной по COVID страны, гражданка проигнорировала постановление санитарного врача о госпитализации и осталась дома. Изначально мировой суд наказал ее именно по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, с чем согласился и районный суд, однако вышестоящая инстанция отменила эти судебные акты, отметив, что:
- согласно правовой позиции, изложенной в первом "ковидном" Обзоре судебной практики ВС РФ от 21 апреля 2020 г. (вопрос № 22), привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица, прибывшие на территорию РФ, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- таким образом, деяние, за совершение которого гражданка привлечена к административной ответственности, не образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, однако переквалификация деяния в суде на ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ невозможна - составы этих двух правонарушений имеют различный родовой объект посягательств, а кроме того, переквалификация ухудшит положение правонарушителя (Постановление Третьего КСОЮ от 24 сентября 2020 г. по делу № 16-3562/2020).
В другом деле, напротив, председатель ТСЖ изначально был привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ – ранее Роспотребнадзор предписал (электронной почтой) каждому ТСЖ и каждой УК в регионе проводить дорогостоящую ежедневную дезинфекцию в МКД:
- с 13 апреля 2020 года и до стабилизации эпидситуации,
- организовать и проводить профилактическую дезинфекцию в местах общего пользования жилых домов (подъездах), всех поверхностей (включая ручки дверей, поручни, подоконники, почтовые ящики и т.д.), а также малых архитектурных форм и объектов благоустройства (включая детские площадки, скамейки и т.д.) с использованием дезинфицирующих средств, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с инструкцией по их применению,
- с предоставлением документированной информации об исполнении данного предписания еженедельно по понедельникам.
Поскольку указанные работы не входят в перечень работ по смете, утвержденной ОСС, и не входят в минимальный перечень работ по содержанию МКД, – а значит, на их выполнение и нет денег в бюджете дома, – председатель ТСЖ уведомил Роспотребнадзор о невозможности исполнения предписания, присовокупив, что уборка в местах общего пользования МКД проводится с добавлением хлорсодержащих препаратов.
За неисполнение предписания городской суд оштрафовал председателя ТСЖ на 25 тыс. руб. Штраф "устоял" в региональном суде и Шестом КСОЮ, которые отметили следующее:
- в силу ст. 2, ст. 10 Закона о санэпидблагополучии таковое благополучие помимо прочего обеспечивается посредством выполнения организациями санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Необходимость соблюдения санитарных норм, дополнительно, предписана и федеральными правилами поведения при введении режима повышенной готовности,
- целесообразность проведения дезинфекции мест общего пользования в период пандемии установлена методическими рекомендациями Роспотребнадзора МР 3.1.0170-20 "Эпидемиология и профилактика COVID-19", а также письмом ведомства от 3 апреля 2020 г. № 02/5925-2020-24 "О рекомендациях по проведению дезинфекционных мероприятий на открытых пространствах населенных пунктов и в МКД",
- председателем ТСЖ не организована и не проводится предписанная ежедневная профилактическая дезинфекция;
- деяние председателя ТСЖ правильно квалифицировано по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ;
- доводы жалобы об отсутствии состава правонарушения, так как на территории региона не введен карантин и в МКД не возник очаг заболевания, являются несостоятельными;
- доводы о том, что предписание было выдано "просто так", без проведения проверки по правилам Закона № 294-ФЗ, тоже не имеют значения, – согласно п. 2 ст. 50 Закона о санэпидблагополучии при угрозе распространения инфекционных заболеваний санитарные врачи вправе давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Следовательно, федеральный законодатель допускает при угрозе распространения инфекционных заболеваний выдачу предписаний о проведении дополнительных профилактических мероприятий, – дезинфекции поверхностей общего имущества МКД;
- поскольку предписание направлено на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, на сохранение жизни и здоровья граждан, то доводы о том, что выполнение предписания повлечет дополнительные финансовые расходы, не могут быть приняты во внимание (Постановление Шестого КСОЮ от 20 ноября 2020 г. по делу № 16-7452/2020).
Отметим, что вопрос финансирования таких мероприятий действительно не решен – финансовой поддержки из бюджета такие мероприятия не получают, а оплачивать это из кармана жителей тоже не получается:
- во-первых, для этого необходимо заручиться согласием ОСС, которое сложно организовать, в том числе и из-за "ковидной" самоизоляции,
- во-вторых, жители просто не проголосуют за повышение тарифов в условиях экономического спада.
Учитывая, что из-за этого спада в 2020 году Правительством РФ был установлен мораторий на уплату пеней за коммунальные долги граждан, а размер таких пеней на порядки меньше расходов на дезинфекцию, становится очевидно, что ежедневная дезинфекция в МКД зачастую является полной профанацией, а уплата штрафа по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ – куда более щадящей мерой, чем проведение профилактических мероприятий.
Кроме того, предписанные Роспотребнадзором меры могут быть и чрезмерны, и в таком случае имеет смысл попробовать оспорить предписание в суде. Например, предприятие из Екатеринбурга "отбилось" от предписания санврача об установке бактерицидных облучателей в количестве от 671 до 2683 штук: бизнес смог доказать в суде, что имеющихся почти 200 облучателей, бактерицидных ламп и рециркуляторов воздуха – достаточно. При этом и штраф по ч. 2 ст. 6.3 КоАП также был отменен.