Дайджест разъяснений Минфина России по вопросам ВФК за III квартал 2020 года
serggn / Depositphotos.com |
С 1 июля текущего года органы финнадзора осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с федеральными стандартами ВФК. На сегодняшний день, напомним, внедрено семь таких стандартов. В Минфин России всегда поступало много вопросов по тематике ВФК, а в первые месяцы проведения контрольных мероприятий по стандартизированным правилам их стало еще больше. В нашем дайджесте – разъяснения по ситуациям, рассмотренным Минфином России в июле-сентябре 2020 года:
БК РФ предусмотрено проведение в субъектах РФ, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40% объема собственных доходов консолидированного бюджета региона, ежегодной проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта РФ Счетной палатой РФ или Федеральным казначейством. Ограничение проведения проверок в связи с коронавирусом не распространяется на контрольные мероприятия такого рода. Поэтому указанные проверки могут проводиться Федеральным казначейством (Письмо Минфина России от 29 июля 2020 г. № 02-09-06/1/66331).
Должностные лица Федерального казначейства обязаны знакомить с результатами контрольных мероприятий – актами и заключениями – исключительно руководителя или уполномоченное должностное лицо проверяемого органа или учреждения. При этом закон не предусматривают обязанности органов государственного/ муниципального финансового контроля предоставлять материалы контрольных мероприятий по запросу граждан. Административная ответственность органов государственной власти за неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации наступает только в случае, если предоставление такой информации предусмотрено федеральным законом (Письмо Минфина России от 7 августа 2020 г. № 02-09-09/69207).
В соответствии со Стандартом "Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" принцип независимости означает, что уполномоченные должностные лица при выполнении возложенных на них задач должны быть независимы от проверяемых органов/ учреждений и связанных с ними физических лиц в административном, финансовом и функциональном отношении. Если руководитель органа внутреннего государственного/ муниципального финансового контроля или органа власти, в состав которого входит структурное подразделение, осуществляющее полномочия по ВФК, принимает управленческие решения, касающиеся финансово-хозяйственной жизни этого органа, а также деятельности по осуществлению ВФК, то он несет ответственность как в части осуществления органом бюджетного процесса, так и в части осуществления ВФК, поэтому не может являться объектом контроля. Однако в отношении такого органа могут осуществляться иные виды контроля, в том числе внешний государственный/ муниципальный финансовый контроль, а также контроль, осуществляемый органами прокуратуры (Письмо Минфина России от 26 августа 2020 г. № 02-09-09/74971).
Согласно положениям Закона № 44-ФЗ органами ВФК осуществляется контроль, в том числе в отношении:
- соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со ст. 19 Закона № 44-ФЗ;
- определения и обоснования начальной/ максимальной цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем, начальной цены единицы товара, работы, услуги.
Поскольку в связи с внесенными изменениями с 1 октября 2019 г. информация об обосновании начальной/ максимальной цены содержится только в документации об осуществлении закупки или извещениях о проведении запроса котировок, запросов предложений, предварительный контроль невозможен до размещения заказчиком в ЕИС документации об осуществлении закупки или извещения о поведении запроса котировок в электронной форме, извещения о проведении запроса предложений в электронной форме (Письмо Минфина России от 3 сентября 2020 г. № 02-09-09/77504).
Стандарт "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", предусматривающий в том числе требования к содержанию представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа ВФК, вступил в силу со дня его официального опубликования – с 28 июля 2020 г. и, как указано в приказе о его утверждении, большей частью применяется в отношении проверок, ревизий и обследований, начатых после этой даты. Вместе с тем до появления Стандарта положениями Правил № 1092 был утвержден единый порядок осуществления казначейскими органами ВФК, регламентирующий процедуры от планирования контрольных мероприятий до реализации их результатов. По мнению Минфина России, применение Казначейством положений Стандарта "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" должно осуществляться только в отношении контрольных мероприятий, начатых после вступления в силу Стандарта "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", т.е. после 24 августа 2020 года. До этого при осуществлении ВФК следовало руководствоваться нормами Правил № 1092 в редакции, действовавшей до 26 августа 2020 года (Письмо Минфина России от 4 сентября 2020 г. № 02-09-06/1/77979).
Применение федеральных стандартов внутреннего государственного/ муниципального финансового контроля подлежит в отношении проверок, ревизий и обследований, начатых после вступления их в силу. Кроме того, органы ВФК в случаях, предусмотренных стандартами, вправе издавать ведомственные стандарты, регулирующие осуществление ВФК (Письмо Минфина России от 4 сентября 2020 г. № 02-09-09/77981).
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Казначейство проводит анализ исполнения бюджетных полномочий органов ВФК, являющихся органами исполнительной власти субъектов РФ и местных администраций согласно установленному Порядку. По итогам подготавливается доклад о результатах проведения анализа, который подписывается руководителем Федерального казначейства и направляется в Минфин России не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (Письмо Минфина России от 7 сентября 2020 г. № 02-09-09/78453).
Правила рассмотрения обращения проверяемого органа/ учреждения или его уполномоченного представителя, в котором выражается несогласие с решением органа ВФК, принятым по результатам проверки, и действиями/ бездействием должностных лиц органов ВФК установлены Стандартом "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц". А вот если с жалобой в орган ВФК обращается гражданин, не являющийся объектом контроля, указанная жалоба рассматривается в соответствии с положениями Закона о порядке рассмотрения обращений граждан (Письмо Минфина России от 8 сентября 2020 г. № 02-09-09/78750).