В Оперштабе Москвы разъяснили детали перевода работников на удаленный режим работы
AndreyPopov / Depositphotos.com |
В связи с принятием Указов Мэра Москвы от 1 октября 2020 г. № 96-УМ и от 6 октября 2020 г. № 97-УМ, регламентирующих положения об обязанности работодателей предоставлять личные данные работников, переведенных на дистанционную работу (не менее 30% от общей численности, всех работников из числа граждан старше 65 лет, а также граждан, имеющих хронические заболевания, за исключением работников, чье нахождение критически важно для работы организации) и не переведенных и оставшихся работать в офисах, Оперштаб Москвы в своем телеграм-канале разместил ответы на вопросы о деталях выполнения Указов Мэра.
В частности, отмечено, что обязанность по представлению сведений (номеров мобильных телефонов, личных автомобилей и транспортных, социальных карт) в отчетные таблицы распространяется не только на организации, но и на их работников. Поэтому Оперштаб напомнил, что в соответствии со ст. 189 Трудового кодекса работники обязаны соблюдать дисциплину труда, в том числе правила поведения, определенные федеральными законами.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Также подчеркивается, что требование о переводе не менее 30% работников на удаленный режим распространяется на все организации, в том числе на онлайн-магазины. Если же организация оказывает социальные услуги (например, общественный транспорт, вывоз ТБО и т. д.), соблюдение такого требования может быть обеспечено за счет персонала, осуществляющего "офисную" работу.
На вопрос о критериях определения сотрудников, пребывание которых на рабочем месте "критически важно" для деятельности организации, Оперштаб указал, что такими можно назвать сотрудников, отсутствие которых на рабочем месте создает угрозу жизни, здоровью граждан или ущерба имуществу, либо может привести к сбою в работе непрерывно действующих или опасных производств.
С информацией о том, как правильно подать сведения о количестве сотрудников, работающих в период действия режима повышенной готовности, рекомендуется ознакомиться на сайте mos.ru.
МНЕНИЕ
Юлия Холодионова, юрист, доцент кафедры Института государства и права ТюмГУ:
"Принятые Мэром Москвы решения налагают обязанность на работодателей создать условия для выполнения ими обязанностей, связанных с оформлением документации для перевода сотрудников на дистанционный формат работы (подготовка приказов о переходе на такой режим работы, ознакомление работников с ними, получение согласий от работников, разъяснение работникам необходимости соблюдения установленного формата работы без посещения офиса), кадровой документации, которая позволит поддерживать трудовые отношения удаленно (создание и внедрение кадрового документооборота, коммуникация по адресу корпоративной почты, своевременные отчеты работников). Кроме того, следует разрешить и вопрос о готовности работодателя обеспечивать рабочие расходы работника, связанные с исполнением им своих должностных обязанностей на дому.
Поскольку соблюдение установленного, хотя и временно, дистанционного режима работы является обязательным требованием как для работника, так и для работодателя, проверить его выполнение работником, а также созданные для него дистанционные условия труда работодатель может в установленное и согласованное с работником время. Кроме того, в большинстве организаций установлен пропускной режим и работники, которым предписано выполнять свои трудовые обязанности удаленно, не смогут свободно перемещаться по офисам. Более того, в случае нарушения работниками установленного режима работы, их действия могут рассматриваться как дисциплинарный проступок и подлежать соответствующему реагированию работодателя. А для работодателя нарушение работниками установленного формата работы может привести к внушительным штрафам, предусмотренным ст. 20.6.1. КоАП, в размере до 300 тыс. руб."
МНЕНИЕ
Фото: Личный архив |
Елена Кожемякина, управляющий партнер юридической компании BLS :
"Несколько дней назад столичные власти рекомендовали перевести на удаленку до 50% персонала, однако в официальном указе пока фигурирует цифра в 30%. На нее и надо опираться, составляя списки и отправляя в мэрию отчеты. Но в зависимости от развития ситуации, власти могут и увеличить долю обязательных удаленных сотрудников. Тогда списки придется в спешке корректировать, поэтому, на мой взгляд, работодателям уже сейчас не стоит ориентироваться на минимальный уровень. Неясно, от какого числа считать эти 30%. В Указе отмечено, что все сотрудники старше 65 лет и работники с хроническими заболеваниями должны оставаться дома. Но входят ли они в указанные проценты? Кроме того, многие компании, в частности, среди наших клиентов, сейчас работают на удаленке и планируют сохранить такой формат минимум до конца года. Если их офисы открыты, в них – минимум людей, нужных для работы. Вопрос – от кого и как считать заявленные 30% - от общей численности штата юрлица или от тех, кто реально работает в офисе? Очевидно, исходить надо из первого варианта, но надо понимать, что в список могут попасть и те, кто уже на удаленке, и те, кто нужен для бесперебойной работы офиса.
Отчеты о переводе сотрудников на удаленку работодатели должны направлять через сайт Правительства Москвы mos.ru. То есть в электронной форме. Конечно, это намного оперативнее, но и здесь есть свои нюансы. Во-первых, для подачи данных у руководителя (исполнительного органа) компании должна быть учетная запись, к которой необходимо привязать карточку организации. Во-вторых, чтобы данные были легитимными, отчет надо заверять электронной подписью юридического лица. Очевидно, что она есть далеко не у всех работодателей, особенно в малом и среднем бизнесе. Следовательно, придется спешно регистрировать аккаунт и оформлять подпись.
Другой аспект связан с самой информацией для отчетности. Как заявлено в Указе, предоставлять надо номера мобильных телефонов, транспортных средств и транспортных карт. И здесь возникает спор по вопросу персональных данных, тем более, что соответствующий закон четкого ответа не дает. Сами по себе эти номера, без Ф. И. О., не позволяют идентифицировать конкретных людей, а значит не являются персональной информацией. Но сотрудники могут с этим не согласиться, ведь по номерам телефона и автомобиля можно вычислить его владельца. Другими словами, работодатели вроде не обязаны получать согласие на обработку и передачу данных, но должны держать в уме риск возможного конфликта. Хотя столичные власти добавили, что обязанность предоставлять сведения лежит не только на компаниях, но и на работниках, сославшись на ст. 189 ТК РФ о дисциплине труде".