Требования закона о хранении аудиторских документов планируется уточнить
AndreyPopov / Depositphotos.com |
В Госдуму поступил законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее – Закон № 307-ФЗ) в части уточнения норм об обеспечении хранения документов, полученных и (или) составленных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором.
В частности, предлагается1 отдельно прописать норму о хранении рабочей документации и размещении баз данных с ней, установив запрет на такое хранение и размещение за пределами территории РФ. Также законопроект предусматривает сроки хранения документов (их копий) на бумажном носителе и (или) в электронной форме, а также данных, содержащихся в таких документах (их копиях) и внесенных в базы данных в течение:
- не менее пяти лет после года, в котором документы были соответственно получены или составлены либо внесены в базы данных, – при оказании аудиторских услуг;
- не менее трех лет после года, в котором они были соответственно получены или составлены либо внесены в базы данных, если иное не установлено другими федеральными законами, – при оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг.
Соответствующие поправки планируется внести в ст. 13 и ст. 20 Закона № 307-ФЗ.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Напомним, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 13 Закона № 307-ФЗ при оказании аудиторских услуг аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны обеспечивать хранение документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены, на территории РФ, в том числе размещать базы данных, полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг на территории РФ.
Вместе с тем, как следует из пояснительной записки к законопроекту, анализ практики применения данной нормы показал неоднозначность ее интерпретации субъектами аудиторской деятельности и контролирующими органами. В частности, различается ее применение как в части возможного места хранения рабочей документации, так и срока ее хранения, что порождает риски нежелательного распространения информации о российских аудируемых лицах, а также создает трудности при осуществлении контроля деятельности субъектов аудиторской деятельности и привлечения их к ответственности в случае нарушения требований данной нормы.
_____________________________
1 С текстом законопроекта № 1025644-7 "О внесении изменений в статьи 13 и 20 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.