Новости и аналитика Новости Национальный проект по МСП: возможные варианты корректировки

Национальный проект по МСП: возможные варианты корректировки

Национальный проект по МСП: возможные варианты корректировки
Khakimullin / Depositphotos.com

К 30 октября текущего года Правительство РФ должно разработать единый план по достижению национальных целей развития России на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (в соответствии с Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474; далее – Указ № 474). Проект документа, как отметил, выступая на вчерашнем заседании Совета Федерации в рамках правительственного часа первый вице-премьер Андрей Белоусов, будет вынесен на общественное обсуждение в ближайшее время. 

Одна из обозначенных национальных целей – достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство – предполагает среди прочего увеличение численности занятых в сфере МСП, включая ИП и самозанятых, до 25 млн человек (подп. "г." п. 2 Указа № 474). Предусмотренные единым планом для достижения данного показателя мероприятия, по словам первого заместителя Председателя Правительства РФ, можно условно поделить на три группы:

  • облегчение старта для тех, кто начинает свое дело. Предполагается, в частности, обеспечить более комфортные условия для предпринимателей, применяющих патентную или упрощенную систему налогообложения (какие конкретно, пока не уточняется), а также сформировать единый реестр МСП – получателей государственной поддержки, обеспечив при этом возможность использования доступных кредитных и гарантийных инструментов в комплексе;
  • создание условий для акселерации субъектов МСП, то есть для увеличения масштабов деятельности уже работающих ИП и компаний. Для этого планируется запустить систему стимулирования экспорта МСП на базе региональных центров поддержки экспорта, предусмотреть специальные механизмы поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), осуществляемых субъектами МСП, а также продолжить реализацию программы льготного кредитования малого и среднего бизнеса. В следующем году ставка по таким субсидируемым кредитам, по сообщенным Андреем Белоусовым данным, должна будет составлять не более 7% – в настоящее время, напомним, она равняется 8,5%1. Кроме того, предполагается внести изменения в налоговое законодательство, а именно: установить переходные налоговые режимы для растущих субъектов МСП, что обеспечит не резкое, а плавное увеличение налоговой нагрузки при переходе с льготных режимов на общую систему налогообложения;
  • формирование единой цифровой среды для субъектов МСП. "Через свой личный кабинет предприниматель сможет заплатить налоги, получить информацию о доступных мерах поддержки и оформить заявку на их получение, даже пройти скоринг и получить банковский кредит – такие опции сейчас банками прорабатываются, мы уверены, что удастся завершить переговоры успешно, – а также решить вопросы сбыта продукции, получить консультации, доступ к образовательным программам и многое другое", – пояснил Андрей Белоусов. Всего в рамках создания специальной цифровой экосистемы для МСП планируется поэтапно запустить более 50 сервисов.

Одновременно с разработкой единого плана по достижению национальных целей развития идет работа по корректировке паспортов утвержденных на срок до конца 2024 года национальных проектов с учетом новых целевых показателей, обозначенных в Указе № 474, – обновленные проекты также должны быть подготовлены к 30 октября, и нетрудно предположить, что единый план и скорректированные нацпроекты будут содержать корреспондирующие положения. 

Подготовка новой версии паспорта национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (далее – нацпроект по МСП, проект) осуществляется ответственным за его реализацию министерством – Минэкономразвития России, и, судя по размещенной на его официальном сайте информации, проект будет существенно переработан. В частности, по своей структуре – предполагается, что обновленная версия будет включать в себя федеральные проекты по следующим направлениям: создание цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер подержи и специальных сервисов субъектами МСП, акселерация субъектов МСП, создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса, создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами. В рамках действующего нацпроекта по МСП, напомним, утверждены и реализуются пять федеральных проектов, но лишь два из них совпадают с предлагаемыми Минэкономразвития России в рамках корректировки: "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности" (что в принципе соответствует проекту по созданию условий для комфортного ведения бизнеса) и "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства". Будут ли учтены и каким-либо образом распределены по новым федеральным проектам меры, предусмотренные остальными тремя проектами: "Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию", "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" и "Популяризация предпринимательства", – пока непонятно. 

Представители бизнес-сообщества и общественники не во всем согласны с предлагаемой Минэкономразвития России корректировкой нацпроекта по МСП – в ходе состоявшего позавчера в ОП РФ тематического круглого стола они представили ряд своих предложений, на основе которых можно сформулировать основные необходимые, по их мнению, направления доработки проекта. 

Преемственность. Корректировка нацпроекта по МСП не должна стать разработкой совершенно нового проекта – все рациональные предложения, бизнес-объединений в том числе, которые обсуждались при утверждении действующей редакции проекта, должны быть приняты во внимание и при ее изменении, уверены эксперты. Тем не менее пока практика показывает, что формируются новые проектные группы, и обсуждение начинается фактически с начала, отметила вице-президент Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Нонна Каграманян. "Все бизнес-сообщество высказало свои комментарии, что должно быть в проекте, чего не должно быть, с учетом тайминга и т. д. Теперь выясняется, что мы снова должны собирать группы… Давайте не будем работать с нуля, не будем создавать новых групп. Время для бизнеса дорого, нет времени на эти дискуссии, два года уже на них потратили", – добавила эксперт. Нецелесообразным представители бизнес-объединений считают и "ликвидацию" трех федеральных проектов с довольно конкретными целями, в связи с чем они предлагают все же включить соответствующие блоки в обновленный документ.  

Конкретизация. Предусмотренные действующей редакцией проекта показатели: по численности занятых в сфере МСП, доле МСП в ВВП, доле экспорта субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта – необходимо сохранить и уточнить, установив их не для всех соответствующих субъектов в целом, а для ИП, микропредприятий, малого и среднего бизнеса отдельно, полагают эксперты. Кроме того, по их мнению, следует все-таки определить приоритетные направления предпринимательской деятельности и утвердить для них отдельные федеральные проекты, предусматривающие конкретные – наиболее эффективные для соответствующих направлений – меры поддержки. В качестве таких ключевых направлений точно могут быть закреплены как минимум высокотехнологичное производство и развитие цифровых технологий, уточнил президент, председатель правления Национальной Ассоциации нефтегазового сервиса, член Общественного совета при Минэкономразвития России Виктор Хайков. Также, по мнению эксперта, следует обозначить в проекте показатели, отображающие эффективность оказываемой поддержки, чтобы можно было отслеживать, как меняются после их получения рентабельность бизнеса, уплаченные налоги, инвестиции в основной капитал, затраты на НИОКР. "Если меры поддержки, которые в нацпроекте предусмотрены, на это положительно влияют, значит, все делаем правильно. Если остаются неизменными или ухудшаются, значит, что-то не так. Сейчас таких показателей нет вообще", – заключил он. А вице-президент Ассоциации "НП "ОПОРА" Андрей Шаров добавил в свою очередь, что приоритетные направления деятельности и показатели результативности мер поддержки должны быть определены для каждого региона – с учетом специфики региональной экономики и доли в ней малого и среднего бизнеса.

Согласование с другими национальными проектами. Поскольку существенная часть предусмотренных проектом мероприятий направлена на поддержку экспорта МСП, следует закрепить соответствующий раздел и в нацпроекте "Международная кооперация и экспорт", считают эксперты. Более масштабными, по их мнению, должны стать и обозначенные в национальной программе "Цифровая экономика" мероприятия в интересах субъектов МСП. 

Разумеется, это лишь наиболее общие предложения бизнес-сообщества по корректировке нацпроекта по МСП. Главные же их пожелания к обновленному проекту: чтобы он был согласован с крупнейшими деловыми объединениями (ТПП РФ, "ОПОРА РОССИИ", "Деловая Россия", РСПП) и позволял создать условия не только для комфортной работы, но и для роста бизнеса, причем так, чтобы при переходе средних компаний в крупные нацпроект не страдал от уменьшения численности занятых в секторе МСП.

_____________________________

1 Подробная информация о стартовавшей в феврале 2019 года программе льготного кредитования малого и среднего бизнеса по ставке до 8,5% размещена на официальном сайте проекта "Мой бизнес" (мойбизнес.рф/support/lgotnyy-kredity-dlya-biznesa-po-stavke-do-8-5-kak-poluchit).

Документы по теме:

Читайте также: