Лица, достигшие пенсионного возраста, имеют право на повышенные гарантии при диспансеризации, даже если не получают пенсию
HayDmitriy / Depositphotos.com |
Согласно ст. 185.1 Трудового кодекса работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и работники, являющиеся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка (Письмо Минтруда России от 9 сентября 2020 г. № 14-2/ООГ-14662).
Буквальное толкование данной нормы позволяет заключить, что закон в качестве категории работников, имеющих право на получение данной гарантии, выделяет именно получателей пенсии по старости или пенсии по выслуге лет, а не просто лиц, которые соответствуют критериям назначения такой пенсии. То есть, например, сам по себе факт достижения лицом пенсионного возраста еще не дает право на указанную гарантию. Определяющее значение имеет именно факт назначения пенсии. Однако такое толкование может привести к возникновению довольно странной ситуации: работник, получив статус предпенсионера, в течение пяти лет до достижения пенсионного возраста мог пользоваться повышенным уровнем гарантий для прохождения диспансеризации, но если, достигнув пенсионного возраста, он не выходит на пенсию, то утрачивает соответствующее право и гарантии ему предоставляются как работнику, достигшему возраста 40 лет. Это, конечно, представляется не вполне справедливым.
Минтруд России предлагает иную трактовку положений ст. 185.1 ТК РФ. По мнению специалистов министерства, трудовое законодательство не разделяет категории граждан, являющихся получателями пенсии по старости и достигших возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, но не обратившихся за назначением таковой. Предоставление гарантий, предусмотренных ст. 185.1 ТК РФ, определяется календарным годом, в котором гражданин достигает соответствующего возраста, а не фактом обращения за получением пенсий.
Из последнего тезиса следует и еще один вывод: работник имеет право на получение повышенного уровня гарантий, даже если еще не достиг необходимого возраста, но достигнет в текущем календарном году.
Правда, такой подход, очевидно, не учитывает, что право на получение страховой пенсии по старости определяется не только достижением необходимого возраста. И если исходить из того, что право на повышенный уровень гарантий при диспансеризации определяется только достижением необходимого возраста, а не фактом назначения пенсии, то в таком случае такие гарантии будут предоставлены в том числе и работникам, которые вообще не приобрели права на назначение страховой пенсии.