Дайджест разъяснений Минфина России по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита за истекший период 2020 года
AndreyPopov / Depositphotos.com |
Осуществление внутреннего финансового аудита – обязанность, установленная Бюджетным кодексом РФ для всех администраторов бюджетных средств, в том числе органов власти и местного самоуправления, а с августа 2019 года – еще и для ПБС, а это, прежде всего, казенные учреждения. С 2020 года процедуры организации и проведения ВФА регламентируют федеральные стандарты внутреннего финансового аудита. Постепенное введение этих стандартов снимает многие вопросы, связанные с проведением аудита, тем не менее Минфину России в этом году пришлось давать разъяснения по целому ряду ситуаций. Предлагаем ознакомиться с теми из них, что не были включены в новостную полосу ранее:
Администратор бюджетных средств вправе передать полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору бюджетных средств (ГАБС), в ведении которого он находится, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении данного ГАБС (Письмо Минфина России от 10 февраля 2020 г. № 02-02-05/8379). Это означает, что передача полномочий по осуществлению ВФА от главного администратора бюджетных средств другому главному администратору бюджетных средств ни БК РФ, ни федеральными стандартами не предусмотрена. Подробнее о том, кому ГАБС может передать полномочия по ВФА, читайте здесь.
Планы осуществления аудиторских мероприятий, проводимых ГАБС, исполняющим функции органа-учредителя, в рамках внутреннего финансового аудита, не должны быть сопряжены с планами осуществления контрольных мероприятий в отношении подведомственных казенных и бюджетных учреждений, проводимых в рамках контроля учредителя. Для однозначного определения компетенций, а также недопущения дублирования функций и полномочий ГАБС при осуществлении им мероприятий по контролю в отношении подведомственных организаций рекомендуется принять два ведомственных/ внутренних акта, один из которых будет направлен на реализацию полномочий по контролю учредителя, а второй – на реализацию бюджетных полномочий по осуществлению ВФА (Письмо Минфина России от 10 февраля 2020 г. № 02-02-05/8607).
При принятии решения об упрощенном осуществлении ВФА необходимо внести изменения в должностной регламент/инструкцию руководителя ГАБС. В случае отсутствия у отдельных руководителей государственных органов субъектов РФ должностных регламентов/инструкций в целях упрощенного осуществления ВФА могут быть отражены в локальных правовых актах, в том числе в актах, определяющих полномочия руководителей этих органов и учреждений (Письмо Минфина России от 3 марта 2020 г. № 02-02-05/15546)
От себя добавим, что поправками в Стандарт "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита" с 31 августа 2020 года разрешено соответствующие записи вносить не только в должностную инструкцию руководителя, но и в его трудовой договор.
В случае отсутствия работников, у которых имеются профессиональные и специальные знания, опыт, навыки и умения, а также другие компетенции, позволяющие им планировать и проводить аудиторские мероприятия, может быть принято решение об упрощенном осуществлении ВФА. При этом может быть принято решение о наделения должностного лица/ работника органа/учреждения полномочиями по осуществлению ВФА. Также Минфин России обращает внимание, что получение дополнительного образования не является обязательным условием для наделения работника полномочиями по осуществлению ВФА – опыт, навыки и умения, а также другие компетенции, необходимые для этого, могут быть получены в ходе осуществления полномочий по внутреннему финансовому аудиту, а соответствующее дополнительное образование может быть получено после наделения этими полномочиями (Письмо Минфина России от 3 марта 2020 г. № 02-02-05/15548).
Если орган власти или орган местного самоуправления является главным администратором средств бюджета, имеет подведомственных администраторов бюджетных средств или подведомственные учреждение, то возможность передачи полномочий по осуществлению ВФА или упрощенного осуществления ВФА, отсутствует. Также отсутствует возможность образования структурного подразделения и его наделения полномочиями по осуществлению ВФА по причине необходимости осуществления значительных организационно-штатных мероприятий. Поэтому руководителем главного администратора средств местного бюджета может быть принято решение об образовании субъекта ВФА путем наделения должностного лица/ работника полномочиями по осуществлению ВФА. При этом разрешается привлекать к проведению аудиторского мероприятия работников из подведомственных администраторов бюджетных средств и/или других ГАБС, и/или привлекать эксперта, а также включать привлеченных лиц в состав аудиторской группы. Обратите внимание: речь идет о привлечении указанных лиц к проведению аудиторских процедур, но не о передаче полномочий по осуществлению ВФА (Письмо Минфина России от 3 марта 2020 г. № 02-02-05/15549, Письмо Минфина России от 1 апреля 2020 г. № 02-02-05/25762)!
От себя добавим, что поправками в Стандарт "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита" с 31 августа 2020 года на упрощенную форму осуществления ВФА могут перейти также те, кто имеет не более двух подведомственных АБС и не более трех АУ/ БУ/ МУП/ ГУП.
Бюджетными процедурами являются в том числе процедуры по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности. При этом внутреннему финансовому аудиту подлежат только бюджетные процедуры, выполняемые самим органом или казенным учреждением. Обязанность осуществления ВФА в отношении бюджетных процедур и полномочий финансового органа законом не установлена (Письмо Минфина России от 1 апреля 2020 г. № 02-02-05/25758).
Привлечение к проведению аудиторского мероприятия должностных лиц органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нецелесообразно в связи с возможностью возникновения у этих лиц конфликта интересов и нарушения принципа функциональной независимости при осуществлении внутреннего финансового аудита (Письмо Минфина России от 18 мая 2020 г. № 02-02-05/40453).
Бюджетные и автономные учреждения не обязаны осуществлять внутренний финансовый аудит, поскольку не являются участниками бюджетного процесса. Исключение – случаи, когда бюджетное или автономное учреждение является наиболее значимым учреждением науки, образования, культуры и здравоохранения, указанным в ведомственной структуре расходов бюджета, и наделяется полномочиями главного администратора бюджетных средств (Письмо Минфина России от 25 мая 2020 г. № 02-02-08/43594)