Объекты гражданской обороны на территории детсада: кто должен следить за их состоянием?
billiondigital / Depositphotos.com |
В августе текущего года Вологодский облсуд опубликовал Обзор судебной практики, основанный на решениях, вынесенных в том числе его Судебной коллегией по административным делам. Одно из этих дел, на наш взгляд, представляет интерес для учреждений, на территории которых размещены защитные сооружения гражданской обороны – убежища, укрытия, склады для хранения продовольствия, медикаментов, и др.
Суд рассмотрел апелляционную жалобу муниципального детского сада, в которой учреждение требовало признать незаконным вынесенное должностным лицом надзорного органа в сфере ГО и ЧС предписание об устранении нарушений в области гражданской обороны в отношении защитного сооружения гражданской обороны – противорадиационного укрытия.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении искового заявления учреждения об оспаривании указанного предписания, исходил из того, что защитное сооружение относится к объектам гражданской обороны, расположено в подвальном помещении здания образовательного учреждения, и отсутствие проводимых мероприятий по поддержанию защитного сооружения влечет угрозу жизни населения. А значит, предписание надзорного органа законно.
Однако Судебная коллегия с таким выводом первой инстанции не согласилась (Определение Вологодского облсуда от 25 декабря 2019 года по делу № 33а-6510/2019). В ходе рассмотрения дела судьи апелляционного уровня установили следующее:
Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов власти, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне". В соответствии с его положениями одними из основных задач в области гражданской обороны являются предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Органы местного самоуправления уполномочены самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны. Организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесена также и к вопросам местного значения муниципального района, в ведении которого находится детский сад.
В соответствии с требованиями Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Правительством РФ, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления на соответствующих территориях:
- определяют общую потребность в объектах гражданской обороны;
- в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию;
- осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Таким образом, учет и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений, расположенных в границах муниципального района и находящихся в муниципальной собственности, относится к компетенции соответствующего органа местного самоуправления.
По Закону о гражданской обороне организации в пределах своих полномочий планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне. В тоже время судебная коллегия отметила, что поддержание защитных сооружений гражданской обороны в состоянии постоянной готовности не относится к полномочиям детского образовательного учреждения и не отвечает целям и задачам, установленным для образовательных учреждений Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Следовательно, вывод судей первой инстанции о возложении на детский сад обязанности по поддержанию защитного сооружения гражданской обороны в состоянии постоянной готовности не отвечает требованиям законодательства. Отменяя решение суда нижестоящего уровня, судебная коллегия приняла новое решение об удовлетворении административного иска о признании незаконным предписания должностного лица надзорного органа ГО и ЧС.