Новости и аналитика Новости Невыполнение госзадания в полном объеме не всегда означает, что придется вернуть субсидию

Невыполнение госзадания в полном объеме не всегда означает, что придется вернуть субсидию

Невыполнение госзадания в полном объеме не всегда означает, что придется вернуть субсидию
.shock / Depositphotos.com

Государственное (муниципальное) задание – это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания учреждением услуг или выполнения работ. В числе прочих параметров, этот документ должен содержать показатели, характеризующие качество и (или) объем государственной/ муниципальной услуги или работы. По количественным и качественным показателям учредитель может предусмотреть также допустимые отклонения, в пределах которых задание все равно будет считаться выполненным.

Именно это отклонение точнее, порядок его определения, стал причиной судебного разбирательства между федеральным бюджетным учреждением и Казначейством.

Госзаданием для учреждения были установлены показатели, характеризующие содержание, условия, формы и объем оказываемых им образовательных услуг:

  • показатель, характеризующий содержание услуг, – специальности и направления подготовки;
  • показатель объема услуги – численность обучающихся.

Установлено и допустимое отклонение от объема выполнения госзадания – 10% в отношении услуг, каждая из которых предусмотрена отдельным разделом госзадания.

При проведении проверки ревизоры посчитали, что учреждением не достигнуты значения установленных госзаданием показателей, в результате чего расхождение плановых и фактических показателей превышает допустимые 10%. К такому выводу проверяющие пришли исходя из количества студентов по каждой специальности, которое оказалось ниже планового по 27 специальностям и направлениям обучения. На этом основании Казначейство потребовало от учреждения возместить в бюджет часть субсидии, а это ни много ни мало 11,5 млн руб.

Учреждение было вынуждено обратиться в суд. Рассмотрев дело (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2020 г. № 12АП-4106/20 по делу № А06-6513/2019), судьи первой и апелляционной инстанций приняли сторону учреждения. 

Свою позицию суд обосновал так: в соответствии с нормами Постановления № 640 о порядке формирования госзадания для федеральных учреждений допустимые отклонения могут быть установлены только в отношении, отдельной услуги; общее допустимое отклонение в отношении госзадания в целом; общее допустимое отклонение в отношении части госзадания.

Возможности установления допустимого отклонения в отношении иных показателей госзадания, в том числе показателей, относящихся к содержанию и объему в рамках отдельной госуслуги, законом не предусмотрено. Фактически отклонение от выполнения госзадания в отношении отдельных разделов госзадания не превысило 10%. Поэтому судьи пришли к выводу, что отклонение по отдельным категориям – специальностям или направлениям подготовки, превышающее 10%, при соблюдении данного критерия в отношении отдельной госуслуги, то есть по отдельному разделу госзадания, не свидетельствует о его неисполнении.


Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться


Примечательно, что с аналогичным выводом судов в отношении того же учреждения, но по госзаданию на другой финансовый год, ранее согласился и Верховный Суд Российской Федерации:Определением от 27 апреля 2020 г. № 306-ЭС20-4459 судебные акты нижестоящих инстанций оставлены в силе.

Но в нынешнем деле возможностью обжаловать данное решение в кассационную инстанцию Казначейство пока не воспользовалось, хотя на это у него остается всего несколько дней.

Документы по теме:

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Читайте также: