Разработаны рекомендации по уменьшению рисков для работников незащищенной занятости
saragolfart@gmail.com / Depositphotos.com |
ФНПР разработала рекомендации по принятию мер для реализации принципа социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Как отмечается, в последнее десятилетие активно происходит трансформация труда от постоянной занятости к временной, от полной к неполной, от работы на территории работодателя к удаленной, дистанционной, от работы на одного работодателя к совместительству. Такие формы занятости Международная организация труда признает незащищенными.
ФНПР подчеркивает1, что органам госвласти и профсоюзам необходимо объединить свои усилия в целях предотвращения или уменьшения рисков, которые подстерегают работников, работающих в условиях незащищенной занятости. Для этого предлагается принять меры по усилению роли профсоюзов в защите прав трудящихся всех форм занятости через коллективные переговоры в рамках социального партнерства, а именно:
- расширить в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" понятие "работник" путем включения в него самозанятых, лиц, работающих на основе гражданско-правового договора, лиц, осуществляющих профессиональную деятельность;
- отразить в законодательстве приоритетное право профсоюзов (их объединений) на проведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений, в том числе с органами исполнительной власти и местного самоуправления;
- предусмотреть механизмы, гарантирующие обязательность выполнения всеми органами исполнительной власти и местного самоуправления обязанности, предусмотренной п. 2 ст. 13 Закона № 10-ФЗ, т. к. профсоюзы наделены исключительным правом выбора стороны для проведения коллективных переговоров и для заключения по их итогам коллективных договоров и соглашений;
- распространить конституционное право на социальное партнерство на всех трудящихся в РФ, связанных не только трудовыми отношениями, но и производственными и профессиональными интересами, независимо от форм занятости;
- распространить государственные гарантии на всех трудящихся, независимо от их статуса занятости или договорных отношений, которые предусматривают соблюдение основополагающих прав, достойный прожиточный минимум и справедливую плату за работу, ограничение максимальной продолжительности рабочего времени, безопасность и гигиену труда, конфиденциальность и защиту персональных данных, возможности для достижения баланса между трудом и личной жизнью.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Отмечается, что незащищенные формы занятости наносят урон не только работникам в части снижения уровня гарантий по стабильной занятости, обеспечения достойной заработной платой и социальной защитой, но и представляют угрозу для государства в целом, поскольку ведут к росту официальной безработицы и расходам бюджета на пособия по безработице, снижению уровня зарплаты в стране из-за демпинга по зарплате в организациях, использующих незащищенный труд для сокращения издержек, уменьшению совокупной покупательной способности населения, сокращению поступлений в бюджет из-за пониженных налоговых ставок и тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Перевод работников, работавших на условиях трудовых договоров, на гражданско-правовые договоры или в статус "самозанятых" или ИП приводит к потере профсоюзного членства и возможности защиты таких трудящихся профсоюзами в рамках социального партнерства. В целом, по мнению профсоюзного сообщества, все указанные факторы в совокупности приводят к снижению темпов экономического роста.
_____________________________
1 С текстом рекомендаций ФНПР можно ознакомиться на официальном сайте ФНПР (http://www.fnpr.ru/n/241/20054.html).