Новости и аналитика Новости Минюст России не стал критиковать "региональную вируспруденцию"

Минюст России не стал критиковать "региональную вируспруденцию"

Минюст России не стал критиковать "региональную вируспруденцию"
zubada / Depositphotos.com

В рекордно сжатые сроки – всего за четыре дня – Минюст России провел колоссальную правовую работу, проанализировав практику применения "коронавирусных" ограничений, введенных на территориях всех 85 субъектов РФ (такое поручение ведомству дал премьер-министр в начале лета). Напомним, в один только многостраничный Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" за два месяца было внесено 23 поправки. Помимо Указа о введении РПГ, были приняты и другие акты, всего в московской "коронавирусной" справке сейчас больше 100 документов. В среднем такая сотня была принята в каждом регионе, – хотя во многих их гораздо больше, можно проверить здесь.


 Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться


В итоге юристы ведомства пришли к следующим заключениям (информация Министерства юстиции РФ от 5 июня 2020 г.):

  • все проверенные ими меры, введенные на территории РФ (в том числе указы мэра Москвы и нормативно-правовые акты Правительства Москвы), приняты в пределах компетенции соответствующих органов власти. Напомним, что именно Минюст России отвечает за государственную политику и нормативное регулирование в сфере территориального устройства РФ и разграничения полномочий по предметам совместного ведения между ФОИВ и регионами. Между тем, конкуренция "кооронавирусных" норм федерального и региональных КоАПов вызывает огромные вопросы, как и "присвоение" регионами права выписывать штрафы за "коронавирусные" правонарушения по фото- и видеоматериалам либо данным геолокационной слежки, фактически, например, в столице, – за неотправление "селфи" в мобильном приложении "Социальный мониторинг" (мы рассказывали о противоречии нормам КоАП РФ ранее);
  • при введении неотложных мер были соблюдены требования соразмерности и обоснованности ограничений прав и свобод. Минюст России даже подчеркнул, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод, а также практика органов Совета Европы предполагают, что властям не только предоставлено право, но под угрозой ответственности возложена обязанность действовать наиболее эффективным образом для сохранения жизни людей;
  • принимаемые регионами меры предопределяются степенью угрозы на территории каждого субъекта РФ. Например, московский эксперимент "по обеспечению" прогулок с разделением всех жилых домов столицы на шесть групп и системой составления "подомового" графика прогулок трижды в неделю разрешал москвичам гулять 3 дня в неделю, вместо 3,5 дней в случае, например, более простого и понятного четно-нечетного. Этот же эксперимент вводил "комендантский час" для занятий спортом. К сожалению, Минюст России не разъяснил, каким именно образом этот эксперимент, – кстати, отмененный через несколько дней вместе с QR-кодами для передвижения по городу, – был предопределен степенью угрозы, и какой, конкретно, была эта угроза, адекватным ответом на которую был этот эксперимент;
  • наконец, Минюст России высказался и о проблеме якобы "избыточного" сбора властями личных данных граждан. Например, в столице в принципе нельзя было оформить цифровой пропуск категории "Разовая поездка в иных целях", если не указать при этом, дополнительно, цель своей поездки. Так вот, оказывается, целью данных мер была именно защита здоровья людей, а не произвольное вмешательство в их личную жизнь.
Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

ВС РФ разъяснил, кого и в каком порядке надо привлекать к административной ответственности за нарушение самоизоляции

ВС РФ разъяснил, кого и в каком порядке надо привлекать к административной ответственности за нарушение самоизоляции

Опубликован Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства о противодействии распространения в России COVID-2019.

Ограничения в связи с коронавирусом не будут признавать форс-мажором автоматически без учета конкретных обстоятельств

Верховный Суд РФ разъяснил, как суды будут применять законодательство и ограничительные меры в связи с коронавирусом.

Нарушение лицензионных требований не всегда является поводом для признания расходов по ОМС нецелевыми

Нарушение лицензионных требований не всегда является поводом для признания расходов по ОМС нецелевыми

Например, осуществление деятельности медучреждением по отличному от указанного в лицензии адресу не может стать основанием для признания затрат на оплату труда врачей нецелевыми.

Подготовлен обзор позиций высших судов по налоговым вопросам в I квартале 2020 года

Подготовлен обзор позиций высших судов по налоговым вопросам в I квартале 2020 года

В обзоре представлено 9 решений как по вопросам налогового администрирования, так и по конкретным налогам.