Новости и аналитика Новости Уполномоченный по защите прав предпринимателей предложил меры поддержки для высокотехнологичных компаний

Уполномоченный по защите прав предпринимателей предложил меры поддержки для высокотехнологичных компаний

Уполномоченный по защите прав предпринимателей предложил меры поддержки для высокотехнологичных компаний
Gorodenkoff / Depositphotos.com

Борис Титов предложил1 комплекс мер по развитию высокотехнологичных компаний, который вошел в специальный доклад по проблемам регулирования и правоприменительной практики, сдерживающим развитие высокотехнологических компаний в РФ.

Из доклада следует, что в России сформировался особый сектор частных высокотехнологичных компаний, осуществляющих деятельность в области машиностроения, ИКТ, электроники, приборостроения, агротехнологий, фармацевтики, биотехнологий, медицинской техники, новых материалов и химии. Большинство таких компаний быстро перерастает критерии МСП, лишаясь государственной поддержки. При этом масштабов крупных системообразующих предприятий такие компании также пока не приобретают. Борис Титов отмечает, что чем больше будет в стране подобных компаний, тем выше выше будет конкурентоспособность всей экономики.

Предложенные меры стимулирования развития высокотехнологичных компаний предполагают совершенствование российского законодательства и правоприменительной практики в этой области: необходимо создать единый федеральный реестр высокотехнологичных и/или инновационных компаний по аналогии с действующим единым реестром субъектов МСП, рассмотреть вопрос о повышении предельных значений для признания высокотехнологичных компаний субъектами МСП для дохода (с 2 млрд до 4 млрд руб.) и числа работников (с 250 до 500 человек), ввести в законодательство единое понятие "высокотехнологичные компании", предусмотреть для них особое налоговое, таможенное и валютное регулирование, дополнительные возможности в части режима "регуляторных песочниц".

Предлагается создать специальную налоговую инспекцию, работающую с высокотехнологичными компаниями, а в профилях и моделях рисков налоговых правонарушений предусмотреть особенности формирования налоговой базы субъектов инновационного предпринимательства, повысить до 2 коэффициент по расходам высокотехнологичных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Сейчас данный коэффициент составляет 1,5, то есть налогоплательщик вправе включать расходы на НИОКР в состав прочих расходов в размере фактических затрат, умноженных на 1,5. При этом число видов деятельности, по которым может применяться данный коэффициент, ограничен.

Также по мнению Уполномоченного, надо закрепить в Налоговом кодексе право применять вычеты по НИОКР с коэффициентом по факту понесенных расходов, без необходимости ожидать результат НИОКР и снизить ставку налога на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной от экспорта результатов интеллектуальной деятельности (по аналогии с “patent box”, “innovation box”). Сначала предлагается применить эту льготу на российских экспортерах, а в дальнейшем распространить ее на внутренние операции.


 Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться


Помимо этого, доклад содержит предложения о создании льготных целевых кредитных программ для высокотехнологичных компаний, процентная ставка по которым не должна быть выше 5% годовых, на срок не менее 7-10 лет. Кредиты должны пойти на инвестиционное развитие новых производственных объектов, покупку технологий и оборудования в приоритетных секторах. 

Борис Титов считает необходимым ввести квоту в размере не менее 20% на закупку отечественной высокотехнологичной продукции госорганами и госкомпаниями. В докладе отмечается, что в России предусмотрена обязанность по закупке инновационной продукции только для ограниченного числа заказчиков, утвержденных Распоряжением Правительства РФ № 475-р от 21 марта 2016 года, в то время как отсутствуют правовые инструменты госзакупок в рамках доконкурентных закупок и госзаказов инновационных решений.

Кроме того, предлагается упростить внесение изменений в разрешительные документы на медизделия в случае изменений, например, в комплектующих и расходных материалах, не требующих дополнительных испытаний, и проводить оценку соответствия медизделий (аналогично мировой практике) аккредитованным органом без участия органа госвласти.

_____________________________

1 С полным текстом ежегодного Доклада Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей можно ознакомиться на официальном сайте бизнес-омбудсмена (http://ombudsmanbiz.ru/2020/05/boris-titov-opublikoval-ocherednoj-ezhegodnyj-doklad-upolnomochennogo-pri-prezidente-rossii-po-zashhite-prav-predprinimatelej/#1).

Документы по теме:

Читайте также: