Минтранс России напомнил, какие категории водителей должны повышать свою квалификацию
val_th / Depositphotos.com |
Минтранс России указывает, что в действующем законодательстве отсутствует общее требование о повышении квалификации водителей (письмо Министерства транспорта РФ от 12 марта 2020 г. № Д3-511-ПГ). Такая обязанность установлена только для следующих категорий водителей:
- осуществляющих перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении (в соответствии с требованиями Соглашения о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств-участников СНГ от 24 ноября 2006 г.);
- перевозящих опасные грузы (в соответствии с главой 8.2 "Требования, касающиеся подготовки экипажа транспортного средства" приложения В к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г.);
- допущенных к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (в соответствии с Положением о подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов).
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Примечательно, что в ведомстве не упомянули о п. 2 ст. 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями) обязаны в том числе создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и городского наземного электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения. До декабря 2018 года это требование распространялось вообще на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществлявших эксплуатацию транспортных средств. Причем контролирующими органами и судами данная формулировка нередко толкуется именно как предписывающая работодателям обеспечивать прохождение повышения квалификации водителями (см., например, постановление Одиннадцатого ААС от 20 июля 2016 г. № 11АП-8585/16).
В ведомстве при этом обращают внимание на то, что действующее законодательство не ограничивает право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей организовывать мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетентности водителей и их профессионального мастерства. Для этих целей, по мнению чиновников, могут использоваться следующие руководящие документы:
- РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 "Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей" (утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 г.);
- РД-26127100-1070-01 "Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций" (утв. первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации 2 октября 2001 г.);
- РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 "Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом" (утв. Минавтотрансом РСФСР 20 января 1986 г.).
При этом в Минтрансе России указывают на то, что данные документы не были зарегистрированы в Минюсте России, поэтому носят рекомендательный характер и могут быть использован в части, не противоречащей законодательству РФ. Отметим, однако, что нормативные акты бывшего СССР применяются в части, не противоречащей действующему законодательству, на основании пункта 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-I и регистрации в Минюсте России не требуют (см., например, решение Верховного Суда РФ от 27 октября 2015 г. № АКПИ15-860).