В проекте нового КоАП РФ размеры штрафов для граждан и бизнеса решено не повышать
zefart / Depositphotos.com |
В начале этого года Минюст России представил проекты нового КоАП РФ и Процессуального КоАП РФ на общественное обсуждение. Напомним, доработанные проекты кодексов планируется представить в Правительство РФ уже в мае, а в Госдуму – в июне. Министерством проанализированы поступившие в ходе публичного обсуждения предложения и замечания к проекту нового КоАП РФ и освещены1 результаты работы о принятии предложений, концептуально изменяющих первоначальную редакцию проекта.
В частности, объявлено, что во избежание роста административной нагрузки на граждан и юрлиц решено согласиться с необходимостью снижения до уровня размеров административных штрафов, предусмотренных действующим КоАП по тем составам административных правонарушений, по которым предусматривалось их повышение.
В Особенной части проекта нового КоАП РФ решено исключить состав административного правонарушения о необоснованном отказе либо уклонении от рассмотрения в установленном законом порядке требований потребителя, связанных с нарушением его прав, а также об ином воспрепятствовании потребителю в реализации его прав, установленных законодательством о защите прав потребителей (ч. 4 ст. 12.7 проекта нового КоАП РФ). Формулировка данного состава расценена в качестве избыточной, т. к. Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" и так предусмотрены достаточные меры гражданско-правовой ответственности, а дополнительная административная норма может повлечь неоднозначность в ее применении.
Предлагается дополнить норму об ответственности за нарушение тишины в ночное время (ч. 6 ст. 14.1 проекта нового КоАП РФ) положением о привлечении к ответственности не только непосредственных нарушителей тишины, но и тех, кто не предпринимает необходимых действий для обеспечения тишины (к примеру, оставляет на длительный период в своей квартире собаку, которая беспокоит соседей, либо неоднократно не принимает мер к неисправной сигнализации автомобиля).
Новый проект может дополниться составом правонарушения за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при проведении не только строительных, ремонтных дорожных работ (ст. 21.38 проекта нового КоАП РФ), но и иных работ, например, проводимыми коммунальными службами. К тому же в число субъектов административной ответственности по данной норме помимо должностных и юрлиц будут включены граждане, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, за выполнение работ на них.
Помимо того, что принцип презумпции невиновности будет содержаться в проекте Процессуального КоАП РФ, принято решение о его закреплении и в проекте нового КоАП РФ со ссылкой о том, что виновность лица должна быть доказана в порядке, предусмотренном Процессуальным КоАП РФ.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Из проекта нового КоАП РФ исключено положение о том, что срок, исчисляемый днями, заканчивается в час окончания рабочего дня (ч. 2 ст. 1.9 проекта нового КоАП РФ) и, напротив, проект дополнен нормой о том, что если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным. Часть 4–ч. 5 ст. 1.9 проекта нового КоАП РФ также исключены.
Сообщается, что исключена ч. 2 ст. 2.2 проекта нового КоАП РФ, предусматривающая право суда признавать грубыми административные правонарушения, не названные в ч. 1 ст. 2.2 проекта нового КоАП РФ, в числе которых административные правонарушения экстремистской, коррупционной направленности, в сфере оборота наркотиков, оружия, в области дорожного движения в состоянии опьянения и т. д.
Также устанавливается правило об обязательности замены административного штрафа на предупреждение лицу за впервые совершенное им административное правонарушение, не считающееся грубым, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при отсутствии отягчающих обстоятельств. В прежней редакции этот вопрос решался по усмотрению правоприменителя.
В законопроект включены положения о дополнительных требованиях к работающим в автоматическом режиме специальным техсредствам, предназначенным для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, транспорта и благоустройства. Такие техсредства должны работать без какого-либо непосредственного воздействия на них человека, быть размещенными в установленном порядке и фиксировать в зоне своего обзора все нарушения для выявления которых предназначены, независимо от действий оператора или пользователя прибора. Единые требования к работающим в автоматическом режиме техсредствам, их размещению на дорогах должно будет утвердить Правительство РФ.
Общий срок давности также предлагается установить сроком в 1 год, но теперь предусмотреть исключения по тем составам административных правонарушений, по которым они в настоящий момент составляют менее года, в том числе 2 месяца при рассмотрении дела об административном правонарушении органом, должностным лицом и 3 месяца при рассмотрении дела об административном правонарушении судом. В первоначальной редакции ст. 3.31 проекта нового КоАП РФ общий срок давности привлечения к административной ответственности в 1 год предполагался, напротив, в виде минимального и для отдельных правонарушений устанавливался на более длительный период.
Вместе с тем предложено исключить норму, позволяющую приостановить срок давности привлечения к административной ответственности с момента подачи жалобы, принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении до момента вынесения решения по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении (ч. 14 ст. 3.31 проекта нового КоАП РФ), поскольку тогда такой срок будет прерываться фактически при любых обстоятельствах, что не будет способствовать своевременному рассмотрению дел.
Как ранее сообщалось Минюстом России, обсуждаются2 вопросы о совершенствовании в проекте Процессуального КоАП РФ положений, направленных на развитие института состязательности административного процесса и закрепление института реабилитации лица, незаконно привлеченного к административной ответственности.
Доработка положений проектов кодексов продолжается. В работе принимают участие представители органов госвласти, научного и бизнес-сообщества. После формирования окончательной редакции проектов они будут размещены на официальном сайте федеральных проектов нормативных правовых актов.
_____________________________
1 С текстом Информации о предложениях к проекту нового КоАП РФ можно ознакомиться на официальном сайте Минюста России (https://minjust.ru/ru/novosti/razmeshchena-svodka-predlozheniy-k-proektu-novogo-kodeksa-rossiyskoy-federacii-ob).
2 С текстом Информации Минюста России можно ознакомиться на официальном сайте Минюста России (https://minjust.ru/ru/novosti/minyustom-rossii-predlozheno-ne-povyshat-administrativnye-shtrafy-v-proekte-novogo-koap).