Новости и аналитика Новости Разъяснены вопросы разграничения уголовной и административной ответственности за фейки о коронавирусе

Разъяснены вопросы разграничения уголовной и административной ответственности за фейки о коронавирусе

Разъяснены вопросы разграничения уголовной и административной ответственности за фейки о коронавирусе
SergeyNivens / Depositphotos.com

Верховный Суд Российской Федерации в новом Обзоре судебной практики по вопросам применения законодательства и мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции в части применения уголовного закона привел разъяснения, касающиеся уголовной ответственности за распространение недостоверной информации о COVID–19. Напомним, в апреле текущего года в административное и уголовное законодательство были внесены изменения, касающиеся установления ответственности за распространение недостоверной информации. К слову, административная ответственность для физлиц за распространение фейков установлена с марта прошлого года (ч. 9–ч. 10 ст. 13.15 КоАП), а вот для юрлиц – введена в этом году (ч. 10.1–ч. 10.2 ст. 13.15 КоАП РФ). Кроме того, с 1 апреля также установлена уголовная ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации, в том числе повлекшей тяжкие последствия (ст. 207.1–207.2 Уголовного кодекса).

В Обзоре ВС РФ подчеркнул, что к упомянутым в примечаниях ст. 207.1 УК РФ и ст. 13.15 КоАП РФ обстоятельствам, представляющим угрозу жизни и безопасности граждан, относятся обстоятельства распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ, поскольку это повлекло и может еще повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, и на противодействие распространению данной инфекции направлены принимаемые меры по обеспечению безопасности населения и территорий. Таким образом, названные нормы применимы и при распространении заведомо недостоверной и ложной информации о новом коронавирусе и о принимаемых мерах по борьбе с ним.

Согласно разъяснениям Суда уголовно наказуемыми по ст. 207.1 УК РФ будут считаться действия числе по публичному распространению под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, в том числе об обстоятельствах распространения в РФ новой коронавирусной инфекции и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, способах защиты от вируса. Отмечается, что с учетом условий, цели и мотивов распространения такой информации (например, для провокации паники среди населения или нарушения правопорядка) эти действия должны представлять реальную общественную опасность и причинять вред охраняемым уголовным законом отношениям в сфере обеспечения общественной безопасности (в отличие от действий, предусмотренных ч. 9–ч. 10 ст. 13.15 КоАП РФ), при этом публичный характер распространения информации может выражаться не только в использовании для этого СМИ и информационно-телекоммуникационных сетей, но и путем выступления на собрании, митинге, распространения листовок, вывешивания плакатов и т. п.

ВС РФ также отметил, что гражданин не может быть привлечен к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 207.1–ст. 207.2 УК РФ, если его действия совершены до вступления в силу Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ, устанавливающего такую ответственность, то есть до 1 апреля текущего года, даже в том случае, если общественно опасные последствия от этих действий наступили после вступления закона в силу. В ситуации, когда публичное распространение заведомо ложной информации начато до 1 апреля и продолжилось после начала действия уголовного закона, уголовно наказуемыми могут быть признаны только те действия, которые были совершены, начиная с 1 апреля. При этом обязательным условием ответственности по ст. 207.2 УК РФ является наступление общественно опасных последствий, состоящих в причинной связи с такими действиями.


 Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться


Суд полагает возможным отнесение к общественно значимой информации сведений об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых в связи с этим мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств, что соотносится и со значимостью информации о коронавирусе и мерах по борьбе с ним. При этом отмечается, что предмет преступления, предусмотренного ст. 207.2 УК РФ, является более широким по отношению к предмету преступления, предусмотренного ст. 207.1 УК РФ. Поэтому публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, названной в примечании к ст. 207.1 УК РФ, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, смерть человека или иные тяжкие последствия, подлежит квалификации по соответствующей части ст. 207.2 УК РФ. Если же указанные последствия не наступили, действия следует квалифицировать по ст. 207.1 УК РФ.

Кроме того, ВС РФ указал, что административная ответственность по ч. 10.1–ст. 10.2 ст. 13.15 КоАП РФ установлена для юрлиц, а к уголовной ответственности по ст. 207.1 и 207.2 УК РФ могут быть привлечены граждане, в том числе должностные лица, руководители юрлица.

Помимо указанных вопросов, в Обзор включены разъяснения о том, каким образом подлежат применению нормы об ответственности за неисполнение обязательств в условиях принятых ограничительных мер, об административной ответственности за нарушение законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, оговорены вопросы соблюдения процессуальных сроков и другие.

Документы по теме:

Читайте также: