Новости и аналитика Новости Нарушение лицензионных требований не всегда является поводом для признания расходов по ОМС нецелевыми

Нарушение лицензионных требований не всегда является поводом для признания расходов по ОМС нецелевыми

Нарушение лицензионных требований не всегда является поводом для признания расходов по ОМС нецелевыми
vicby / Depositphotos.com

Направление средств ОМС на оплату труда врачей и иных специалистов определенного профиля при отсутствии у медорганизации действующей лицензии на оказание соответствующего вида медицинской помощи не раз становилось предметом судебных разбирательств о нецелевом использовании страховых денег (Определение Верховного Суда РФ от 27 марта 2020 г. № 307-ЭС20-2992). В 2018-2019 гг. споры о расходах по оплате труда одних только врачей-эпидемиологов при отсутствии лицензии на вид деятельности "эпидемиология" рассматривались на всех уровнях судебной системы. Примеры таких судебных решений:

Поводом для обращения в суд стало и отсутствие у больницы лицензии на оказание медицинской помощи по профилю "фтизиатрия" и "психиатрия" – спор больницы с ревизорами рассматривал Арбитражный суд Дальневосточного округа в


 Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться


постановлении от 19 июня 2019 г. № Ф03-2388/19.

 

А Арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 18 января 2019 г. № Ф04-5980/18 поставил точку в деле о расходовании средств ОМС на зарплату всему персоналу фельдшерско-акушерского пункта при отсутствии у него лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Вот и в этом году до Верховного Суда РФ дошло дело, в котором ревизоры ТФОМС поставили под сомнение целевой характер расходов на оплату труда медсестер при отсутствии лицензии на осуществление доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по сестринскому делу. В предписании Фонд потребовал возместить средства ОМС, использованные не по целевому назначению, – более 700 тыс. руб. и уплатить штраф – 10% от этой суммы.

На самом деле у учреждения была лицензия на осуществление доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в стационаре, расположенном по указанному в лицензии адресу. Однако в связи с аварийным состоянием здания стационара и нецелесообразностью его восстановления в 2016 году было принято решение о переводе сестринского персонала в амбулаторию больницы, расположенную по другому адресу. При этом лицензии, предоставлявшие право осуществления доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по этому адресу, не давали права оказания услуг по сестринскому делу. Лицензия на оказание помощи медсестрами в амбулаторных условиях была получена только в 2019 году.

Именно за период с 2016 года до получения соответствующей лицензии в 2019 году расходы на оплату труда медсестер проверяющие и расценили как нецелевые. Но на трех уровнях рассмотрения дела такую позицию суды не поддержали. В своих решениях судьи указали, что фактически правонарушение состоит не отсутствии у учреждения соответствующей лицензии, а в том, что оно осуществляло медицинскую деятельность не по адресу, указанному в действующей лицензии, – то есть нарушило лицензионные требования. Поэтому выводы Фонда об осуществлении деятельности медицинских сестер при отсутствии лицензии неправомерен. Кроме того, суд учёл, что в спорный период соответствующая лицензия находилась на переоформлении и впоследствии была получена учреждением.

На этом основании судьи пришли к заключению: само по себе нарушение лицензионных требований не является основанием для признания расходов нецелевыми. С решением коллег из нижестоящих инстанций согласился и Верховный суд РФ.

Документы по теме:

Трудовой кодекс Российской Федерации

Читайте также: