Планируется ввести уголовную ответственность за фиктивное и преднамеренное банкротство организаций в кредитной и страховой сферах
AndreyPopov / Depositphotos.com |
Группа депутатов во главе с Заместителем Председателя Госдумы Ириной Яровой направила в нижнюю палату парламента ряд законопроектов о защите прав и законных интересов граждан от неправомерных действий в сфере предоставления банковских услуг и услуг по страхованию. В частности, о планах Госдумы по дополнительной защите прав граждан при заключении договоров страхования со страховыми компаниями и других инициативах портал ГАРАНТ.РУ писал ранее.
Один из законопроектов касается установления уголовной ответственности за факт преднамеренного или фиктивного банкротства кредитной, страховой организаций или негосударственного пенсионного фонда независимо от суммы причиненного ущерба. В этой связи предлагается1 дополнить Уголовный кодекс новыми статьями 195.1, 196.1, 197.1, содержащими как формальные, так и материальные составы преступлений и предполагающими специализированную ответственность для руководителей таких организаций. Так, уголовно наказуемыми предлагается считать следующие действия:
- по ст. 195.1 – сокрытие имущества, имущественных прав, обязанностей, сведений об имуществе, отчуждение, уничтожение имущества, а также сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов о деятельности должника-кредитной, страховой организации или негосударственного пенсионного фонда; неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества указанных организаций-должников их руководителями в ущерб другим кредиторам, если оно совершено при наличии признаков банкротства и повлекло крупный ущерб, а также незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, конкурсного управляющего либо временной администрации, уклонение или отказ от передачи документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, или имущества, принадлежащего организации-должнику;
- по ст. 196.1 – преднамеренное банкротство кредитной, страховой организации или негосударственного пенсионного фонда, то есть совершение действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность таких организаций в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;
- по ст. 197.1 – фиктивное банкротство кредитной организации, страховой организации или негосударственного пенсионного фонда, то есть заведомо ложное публичное объявление руководителем организации о своей несостоятельности.
Наказания за такие действия предусматриваются от штрафа, размер которого варьируется от 100 тыс. руб. до 4 млн руб. (за квалифицированные составы), до лишения свободы (максимально возможный срок 7 лет). Также предполагается возможность применения альтернативных видов наказаний (ограничения свободы, обязательных, принудительных либо исправительных работ).
Необходимость таких изменений обусловлена тем, что умышленное доведение кредитной организации, страховой организации или негосударственного пенсионного фонда до формальных признаков банкротства с незаконным отчуждением имущества представляет реальную угрозу правам и законным интересам граждан, национальной безопасности и социально-экономическому развитию государства. В подтверждение приводится статистика, указывающая на ежегодный рост числа организаций и граждан, признанных банкротами (в 2016 г. – 14 127, в 2017 г. – 43 730, а в 2018 г. – 57 347), при незначительном показателе погашенных задолженностей перед кредиторами. Применение же мер административно-правового характера, по мнению разработчиков законопроекта, является неэффективным ввиду того, что ущерб, причиняемый широкому кругу лиц при фиктивном или преднамеренном банкротстве кредитной организации, страховой организации или негосударственного пенсионного фонда в разы превышает порог привлечения к административной ответственности, поскольку административный штраф при ущербе в 2 млн руб. для должностных лиц по ст. 14.12 КоАП предусмотрен в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. Ожидается, что предложенный механизм противодействия криминальному банкротству указанных организаций повысит превентивную функцию уголовного закона и не допустит вывода активов организаций из конкурсной массы.
Отдельный законопроект2 предусматривает соответствующие корреспондирующие поправки в ст. 14.13 и ст. 14.14 КоАП РФ.
_____________________________
1 С текстом законопроекта № 909883-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия преступлениям, связанным с банкротством кредитной или иной финансовой организации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С текстом законопроекта № 909936-7 "О внесении изменений в статьи 14.13 и 14.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.