Порядок учета операций участниками пилотного проекта ФСС России
Satura_ / Depositphotos.com |
На сегодняшний день пилотный проект ФСС по прямым выплатам охватывает уже 69 регионов (письмо Минфина России от 26 декабря 2019 г. № 02-05-10/102478 "Об обеспечении единообразного применения кодов бюджетной классификации РФ в 2020 г." ).
В рамках данного проекта расходы на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и / или опасными производственными факторами, осуществляются учреждением-страхователем за счет собственных средств с последующим их возмещением из бюджета ФСС России.
Так же работает этот механизм и с выплатой социальных пособий на погребение и на оплату 4 дополнительных выходных дней одному из родителей/ опекуну/ попечителю для ухода за детьми-инвалидами.
Между тем, порядок применения КВР и КОСГУ при отражении выплаты указанных социальных пособий в регионах, перешедших на прямые выплаты, до сих пор не урегулирован. Так, согласно Порядку № 209н оплата 4 дополнительных выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами и пособие на погребение прямо поименованы в перечне расходов, относящихся на подстатью 213 КОСГУ в качестве расходов, осуществляемых за счет средств ФСС России. Аналогичным образом определены и КВР для указанных выплат – как применявшийся в 2019 году Порядок № 132н, так и действующий в текущем году Порядок N 85н относят их на КВР 119, 129.
Однако такой подход приемлем, когда подлежащие за счет средств ФСС РФ обязательства исполняются учреждением-работодателем с последующим уменьшением суммы подлежащих уплате в бюджет ФСС России страховых взносов. Но учреждения, находящиеся в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, перечисляют в бюджет ФСС России страховые взносы в полном объеме, что не позволяет применять в отношении названных социальных выплат КВР 119, 129 и КОСГУ 213. Подробнее читайте в материале Службы Правового консалтинга.
Не урегулированные законодательно вопросы применения КОСГУ и кодов видов расходов, как, впрочем, и доходов, следует определить в учетной политике. Не бойтесь принять неверное решение – Верховный Суд Российской Федерации не раз указывал, что выбор учреждением той или иной подстатьи КОСГУ не может быть признан однозначно ошибочным в том случае, когда нормативными актами прямо не установлено, к какой статье/ подстатье отнести те или иные расходы.
Финансовое ведомство намерено внести ряд изменений в части применения КВР и КОСГУ в рамках пилотного проекта, а пока рекомендует применять следующий порядок учета расходов, возмещаемых ФСС:
Расходы / выплаты | КВР | КОСГУ | Порядок учета средств возмещения от ФСС России |
---|---|---|---|
Расходы на предупредительные меры (приобретение товаров и услуг) | Поступление средств, возмещаемых ФСС России, – это доходы от компенсации затрат учреждения. Такие поступления отражаются по КБК 000 1 13 02990 00 0000 130 "Прочие доходы от компенсации затрат государства" и учитываются с применением КОСГУ 134 корреспонденцией Дебет 0 209 34 561 – Кредит 0 401 10 134 Кстати, для отражения возмещений ФСС Минфин планирует предусмотреть обособленную подстатью КОСГУ 139. | ||
Расходы на санаторно-курортное лечение работников, занятых на "вредных" работах | |||
Выплата социальных пособий:
| Возмещение в текущем году указанных затрат, произведенных в этом же году, классифицируется как восстановление кассовой выплаты и отражается по тем же КБК, по которым был произведен расход |
Подчеркнем, что данные разъяснения ориентированы на учет расходов на предупредительные меры и социальные выплаты, осуществляемых в 2020 году. При этом Минфин России допускает возможность применения учреждениями в 2019 году для отражения таких операций тех КБК, по которым им доведены средства на осуществление указанных расходов. Аналогичную позицию ведомство озвучивало и ранее, подчеркнув, что в подобных ситуациях затраты подлежат отражению по соответствующим кодам КОСГУ исходя из их экономического содержания.