СГС "Аренда" ждут изменения: планируется уточнить ряд важных моментов
На протяжении почти двухлетней практики применения СГС "Аренда" возникали ситуации, прямо не оговоренные в его положениях, а оттого вызывающие массу вопросов о правильности учета переданных или полученных в пользование объектов (проект Приказа Министерства финансов РФ "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 258н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда"). К таким ситуациям относится, в частности, безвозмездное пользование имуществом, полученным от учредителя без оформления права оперативного управления. Минфин неоднократно разъяснял порядок учета операций в указанном случае, подчеркивая, в том числе и в своем недавнем письме, что СГС "Аренда" применяется при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, порождающих возникновение доходов. Передача собственником имущества в пользование учреждению осуществляется в рамках полномочий собственника и никак не связана с предоставлением имущества для целей получения дохода от его использования, поэтому Стандарт в таком случае не применяется. Данный вывод подтверждается и положениями иных нормативных актов. Об этом мы рассказывали еще в начале года.
Очевидно, в скором времени рассматриваемая ситуация наряду с другими войдет перечень случаев, не подпадающих под действие Стандарта. Согласно подготовленным дополнениям, СГС "Аренда" не будет применяться при отражении объектов бухгалтерского учета, возникающих при предоставлении в том числе:
- имущества в безвозмездное пользование, как вклад собственника/ учредителя, которым по решению собственника/ учредителя пользуется учреждение при выполнении возложенных на него функций, без закрепления права оперативного управления;
- имущества в безвозмездное пользование в силу обязанности его предоставления/ получения, возникающей в соответствии с действующим законодательством. Какие это ситуации – смотрите здесь;
- земельных участков для строительства;
- прав пользования поверхностными водными объектами.
Еще ряд запланированных поправок в Стандарт обусловлен грядущими изменениями в Инструкции по ведению бухгалтерского учета в части отражения операций, связанных с досрочным прекращением договора аренды или безвозмездного пользования.
Напомним, действующими редакциями Инструкция NN 174н и Инструкция 183н установлено, что отражение операций по выбытию объекта учета операционной аренды в сумме остаточной стоимости права пользования активом и списанию арендодателем / ссудодателем суммы остатка предстоящих доходов, а ссудодателем – и расходов будущих периодов, производится путем сторнирования ранее произведенных начислений. Но проектами изменений в Инструкции предусмотрено, что вместо "Красного сторно" при отражении ряда операций будет применяться принцип обратной проводки. Подробнее об этом – здесь.
Аналогичные поправки Минфин России запланировал и для СГС "Аренда", предусмотрев, что при досрочном прекращением договора аренды/ безвозмездного пользования остаточная стоимость права пользования активом, остаток предстоящих доходов и остаток расходов по упущенной выгоде от предоставления права пользования активом не сторнируются, а уменьшаются дополнительной бухгалтерской записью.
Кроме того, в Стандарт предполагается внести норму, которая окончательно разрешит вопрос о том, какая из сторон договора должна определять справедливую стоимость арендных платежей, – это будет передающая сторона.
Именно по справедливой стоимости, определяемой арендодателем/ ссудодателем на дату классификации объектов учета аренды, должны быть отражены объекты учета по договору аренды или безвозмездного пользования. Это позволит обеспечить идентичность показателей у обеих сторон договора. Ведь, несмотря на то, что СГС "Аренда" не содержит требования о совпадении суммы справедливых арендных платежей у арендодателя и арендатора / ссудодателя и ссудополучателя, Минфин России неоднократно указывал на целесообразность указания одинаковых сумм. Это особенно актуально в случае, когда сторонами договора являются организации государственного сектора, поскольку позволяет обеспечить сопоставимость данных бухгалтерского учета и повысить эффективность расходов бюджета.